Это довольно длинный текст. Но полезный для тех, то подвергается преследованию, травле, психологическим нападениям. Для начала надо признать - "у меня есть враги и недоброжелатели". Спокойно так признать, просто констатируя факт. Если, конечно, они есть. Даже это сделать очень трудно; слишком часто человек сталкивается с «осуждением жертвы». Если у вас есть враги – значит, вы сами виноваты, правильно? Дыма без огня не бывает. Вы сами спровоцировали других на негативное к вам отношение и на нападения. Уж не знаем чем, но вы сами все это спровоцировали. А потом непременно говорят про пресловутое «зеркало», - дескать, другие люди – это наше отражение, не более. Нет никаких других людей. Нет объективного мира, он нам кажется. Дома, машины, деревья, вот это все нам только кажется. И нам надо проработать свои проблемы, тогда враги исчезнут или станут друзьями! Изменишься сам - изменится твое отражение. Другие люди моментально изменятся. Даже Малюта Скуратов улыбнется, а Гитлер отзовет войска, так ведь? Про отражение -это всего лишь скудоумное "отражение" слов Пастернака. Сначала Пастернак считал, что в нас отражаются другие люди – но он не были ни философом, ни психологом, ни просто опытным человеком.
Он жил хорошо в своем поэтическом мире, пока его не начали травить в прессе и в письмах за роман «Доктор Живаго» и за премию, которую ему присудили. Пастернак страшно переживал, а потом заболел онкологическим заболеванием и умер. И совершенно забыл поэт про лагеря смерти, про битву с фашистами, про зверства нацистов – как-то обошел вниманием эти факты. Впрочем, он не воевал… И не подумал о том, что доктор Менгеле вряд ли был отражением детей, которых он замучил в концлагере. И жители Хатыни не были отражением захватчиков, которые их заживо сожгли. Но поэты говорят красиво, поэтично, с метафорами. Вот и запомнилось утверждение… Кроме того, «обвинение жертвы» успокаивает недалеких людей, снимает страх неизвестности, снижает тревогу: «я веду себя хорошо, и поэтому со мной ничего плохого не случится. Я добрый, поэтому у меня нет врагов!». Это инфантильное утверждение незрелой личности. Да и личности ли? Если человек – личность, у него непременно будут недоброжелатели и враги. И есть такая формула, которую нельзя считать аксиомой, но в ней много правды: «сколько у вас истинных друзей, столько у вас и врагов». Личность вызывает полярные чувства и никого не оставляет равнодушным. Человек, который имеет свою точку зрения и отстаивает ее, обязательно вызовет у некоторых враждебные чувства… Впрочем, не обязательно враждебность – следствие личного мнения. «Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать!», - так сказал Волк в басне Крылова.
Враждебность и преследование могут стать результатом конфликта интересов. Вы получили повышение на работе, а завистливый коллега не получил. Вы улучшили свое материальное положение, а родственник остался бедным и считает, что деньги достались вам несправедливо. Или вот Бенедикт Спиноза получил наследство – и сестра возненавидела бедного философа, и преследовала всю жизнь брата. Хотя он все наследство отдал ей, доказав сначала свои права на него… Так что врагов можно нажить совершенно без своего участия и желания. Как правило, причиной служат материальные интересы и зависть. Неукротимая, ненасытная зависть, которая подобна психическому расстройству. Впрочем, психологи и психиатры давно связывают развитие некоторых психических заболеваний с подсознательной завистью, которую завистник не может осознать.
Итак, признать наличие врагов, если они есть – это уже шаг вперед. Это здравое понимание действительности, не замутненное псведофилософскими мудрствованиями. Враги есть у любого живого существа, так устроена природа. И в нашем организме клетки-киллеры денно и нощно разыскивают враждебные клетки и уничтожают их, предохраняя нас от болезни. И государственные границы круглосуточно охраняются – враги есть у государства. Громадные средства тратятся на защиту любой страны от врагов, внутренних и внешних, хотя любители «квази-философии» могли бы посоветовать открыть границы и распахнуть объятья всем желающим их пересечь. Или взять что хочется. Или разрушить что-то… Признать наличие врагов – здоровый шаг.
Юлий Цезарь погиб от рук сенаторов именно потому, что отказывался верить предупреждениям близких. Он полагал, что его забота о благе Рима вызывает добрые чувства у людей. И обманулся рукоплесканиями и хвалебными одами, не заметив заговор среди «коллег»… Многие великие деятели погибли от рук врагов, хотя были гуманистами, как Махатма Ганди, просветителями, как Томас Мор, обладали самыми лучшими человеческими качествами и никому не делали зла. Однако и Януш Корчак, великий педагог-гуманист, погиб вместе с детьми в газовой камере. Наши личные качества, самые лучшие, самые возвышенные, только еще больше злят врагов и вызывают ненависть и преследование. Потому что враги – это не отражение. Это объективно существующие враждебные люди, испытывающие ненависть и зависть по отношению к нам. И тот, кто призывал распахнуть объятья и проработать проблемы в себе, запирает свою квартиру на замок, устанавливает сигнализацию на автомобиле и опасливо озирается, если придется ночью пройтись по окраине города. Хотя достаточно ведь, по его мнению, просто проработать внутренние проблемы и источать доброту. Улыбнуться и оставить двери открытыми? И не сопротивляться насильнику и грабителю; просто гуманно поговорить с ним, со своим отражением?..
Рассказывая о преследовании и нападении, можно столкнуться и с приведением «личного примера». «А у меня нет врагов!», - заявляет человек, о существовании которого вы только что узнали. Он вчера открыл страницу в сети. Он еще ничего не написал. Не разместил свою фотографию. А если разместил – заботливо отключил комментарии, чтобы ему плохого не написали. Запер двери и включил сигнализацию. Личный пример такого человека ничего не стоит. Это как жертве насилия приводить в пример себя и говорить, что на нас лично никто не нападал. И в детстве нас не обижали. Поэтому оставьте свои жалобы и измените себя в первую очередь! Иногда так ведут себя «специалисты», которые не знают жизни и не обладают способностью к эмпатии. Раз они сыты и здоровы – все вокруг сыты и здоровы. Раз у них нет якобы врагов – врагов ни у кого не должно быть. Вот преследуемый человек и не может иногда поделиться своей ситуацией с таким «специалистом» - словно с врачом, который скажет: « я лично здоров. А вы больны, потому что не умеете себя правильно вести! А может, вы сумасшедший и симптомы болезни вам только кажутся? Ведь у меня в организме этих микробов и плохих клеток нет! Откуда же они у вас взялись? Вы придумываете себе болезни, милейший »…
Можно услышать и благоглупости. По сути это правильные слова, не придерешься! «Вам надо поговорить с недоброжелателем и выяснить причину конфликта. Устранить ее и помириться!», - все верно, все правильно. Ягненку надо просто поговорить с волком, и волк раскается и покраснеет. И с насильником надо просто поговорить, он тотчас откажется от своего намерения. И с завистником наладить отношения… Это неприменимые советы, если враждебный человек имеет желание причинить вам вред и что-то отнять. Это – совет сдаться на милость врага, который вас ненавидит. Следует помнить о мерах психогигиены; а они такие же, как меры обычной гигиены. Надо стараться избегать контакта с опасными микробами и применять «очистительные меры», если такой контакт произошел.
Так что же делать? Как уменьшить разрушительное влияние врагов и недоброжелателей или вовсе нейтрализовать его? Ведь издревле существовали способы психогигиены, которые позволяли выстроить защиту. Да и сейчас ученые активно занимаются решением этого вопроса. Можно кратко сформулировать линию поведения так:
- Признать существование недоброжелателей. Не обманывать себя софистическими рассуждениями о том, что враждебность вам только кажется. Или что вы заслужили нападение и ненависть своими мыслями и поступками; иногда это совершенно не так!
- Необходимо разумно действовать для обеспечения своей безопасности. Проявлять бдительность и осторожность. Хранить секреты и продолжать добиваться успеха - это важно. Деятельность уменьшает стресс, позволяет снизить тревогу и парализующее воздействие страха. И успех делает человеке менее уязвимым по отношению к стрессам, это доказано. Принять меры для своей безопасности, физической и психологической – нормальный и целительный шаг в такой ситуации. Для этого надо выполнить следующий пункт:
- Необходимо обрести сторонников. Заручиться поддержкой друзей. Нужно в общении выбирать тех, кто «на вашей стороне», а не тех, кто вас же и обвиняет в происходящем. Врач должен быть на стороне пациента, а не на стороне микробов. Не на стороне болезни. И ваш специалист должен быть на вашей стороне; психолог, адвокат, доктор – любой специалист, который с вами работает. Он должен быть доброжелательно расположен к вам, а не к вашим врагам. Или одно, или другое…
- Необходимо помнить, что часто у врага есть «рыба-лоцман», как у акулы. Специальный человек, который кажется нейтральным, но поддерживает отношения с тем, кто чинит вам вред и ненавидит. Такая «рыба-лоцман» под видом дружеского общения может получать информацию, узнавать о ваших делах и планах – и все передавать враждебному человеку. «Бойся мухи, которая сидела на мертвой змее. Бойся друга, который дружит с твоим врагом!», - говорил мудрый врач Авиценна. Не следует раскрывать свои планы и душу перед таким человеком.
- Один из лучших способов борьбы и защиты – сделать ситуацию прозрачной. Эксперимент показал, что в офисах, где перегородки были прозрачными, случаи травли, моббинга практически сошли на нет. Отношения в коллективе были у всех на виду – и враждебные люди боялись огласки! Враги уверены, что вы не скроете их оскорбительные письма – слишком много грязи в таких посланиях. Стыдно показывать и рассказывать! Враги думают, что вам неудобно будет жаловаться и рассказывать о преследовании – напрасно они так думают. Пусть все видят и знают, что вам угрожают и вас преследуют. Если есть состав преступления, следует обратиться в правоохранительные органы. Если пока нет – сделать ситуацию достоянием гласности.
- И, наконец, надо стараться не думать о врагах. Мысли о недоброжелательных людях, эмоционально окрашенные воспоминания о преследовании и конфликте мгновенно меняют к худшему психологическое состояние. И физиологическое тоже! (Вспомните о симпатической нервной системе). Надо учиться переключаться, находить ресурс в добром общении, в приятных событиях. Есть такая картина «После боя», - на ней бойцы балагурят после схватки с противником, поют и отдыхают, хотя только что боролись и воевали, могли погибнуть! Но именно так на войне солдаты восстанавливали силы для борьбы – в добром общении и переключении. А на страницу врага в сети заходить не следует – так вы теряете силы и ресурс, снова переживаете стресс, отдаете свою энергию врагу, как считали туземцы. Лучше возделывать свое поле и строить свой дом, а не читать или слушать оскорбления и грязные намеки ненавидящего вас завистника.
Ничего ужасного или необычного нет в том, что есть враждебно настроенные люди. Такова жизнь. И мы не заливаемся слезами от обиды, когда нам приходится запирать двери или ставить антивирусную программу на компьютер – это само собой разумеется, не так ли? Мы не ходим бездумно по темным закоулкам, знакомясь с проходимцами. Не открываем двери всем, кто стучит. И с детства отлично понимаем: вот мальчик, который может ударить лопаткой по голове. Вот девочка, которая может больно ущипнуть. Отойду-ка я от них подальше! Если же отойти нельзя, а так нередко бывает, надо стараться соблюдать простые правила, приведенные выше. И обсуждать проблему с тем, кто понимает реальность враждебного преследования, может дать разумный совет и помочь защитить ваши интересы… - Анна Кирьянова