Найти тему
#книгобзор

Хлеб живым! Бумагу живым! | Эссе

Всем привет, это Никита Нефёдов. Совершенно случайно обнаружил свою заметку, написанную для одного паблика. Это было год назад, но я уверен, что тема будет актуальной ещё долго...

После смерти Хлебникова появились в разных журналах и газетах статьи о Хлебникове, полные сочувствия. С отвращением прочитал. Когда, наконец, кончится комедия посмертных лечений?! Где были пишущие, когда живой Хлебников, оплеванный критикой, живым ходил по России? Я знаю живых, может быть, не равных Хлебникову, но ждущих равный конец.
Бросьте, наконец, благоговение столетних юбилеев, почитания посмертными изданиями! Живым статьи! Хлеб живым! Бумагу живым!
(с) Владимир Маяковский о Велимире Хлебникове, 1922 год

Вчера весь день ловил сообщения из окололитературных пабликов о смерти Олега Юрьева. Никогда не слышал о нём. Оказалось, что это писатель, который в девяностых эмигрировал в Германию вместе с семьёй. Вместе с женой и друзьями основал литературную группу «Камера хранения», его тексты переведены на ряд европейский языков, а пьесы ставятся в Европе и Северной Америке.

Я не буду рассказывать вам об этом человеке. Вы и сами можете о нём прочесть, если интересно. Хочу высказаться по другому поводу.

Как я уже сказал выше, я никогда не слышал об этом человеке. Даже мельком в разговорах на «Тавриде» или «Русских Рифмах», где все разговоры так или иначе вертятся о литературе и людях, её делающих.

Зато каждый второй паблик позавчера сообщил мне о его смерти. Каждый информационный портал написал очерк, заметку, статью об этом; каждый пересказал его биографию и никто толком не высказался по существу.

И у меня возник вопрос: Какого крематория?!

-2

Почему только после смерти Юрьева о нём заговорили все, кому не лень? Я сейчас не пытаюсь каким-либо образом принизить этого человека или развенчать его культ. Напротив, я не ставлю его заслуги под сомнения. Меня дико бомбит как раз с того, что заговорили о нём, только когда человек умер.

То есть, поймите, это ведь не просто какой-то левый «пейсатель». Произведения Юрьева пользуются спросом за границей — и книги, и пьесы. Его публиковали «толстые» журналы, которые до сих пор пользуются каким-никаким авторитетом. Его тексты получили несколько литературных премий и сравнивались с сатирами Гоголя. Согласитесь, это, как минимум, вполне рядовой современный писатель.

Но ни слуху, ни духу о нём, пока не помер.

Зато каждый год мы отмечает дни рождения классиков, устраиваем памятные вечера в дни смерти их же. Мы превозносим Пушкина, Фета, Некрасова, Гоголя, Толстого, Достоевского. Власти вбухивают госбюджеты на установки мемориалов, содержание музеев, съёмки фильмов и сериалов по мотивам их произведений и биографий. Вокруг классиков возвели культ поклонения, будто они языческие боги и требуют жертв.

Я уважаю и люблю классиков. Они были первопроходцами, они наступили на те грабли, которые мы сегодня обходим стороной, и за это им большое спасибо. Эти люди показали нам, как надо делать, и как не стоит. Но ведь они уже умерли, народ, разве нет?

Учителя литературы, работники библиотек и музеев твердят нам: «Мы должны помнить их, поэтому должны устраивать памятные мероприятия». А должны ли? Разве чтение их книг и постановки их пьес не является актом поминовения автора? Как по мне, это гораздо более важная жертва, чем второсортные капустники.

И ведь пока мы устраиваем «поминки» по классикам, живые писатели живут среди нас, творят, формируют литературный процесс, продолжают или опровергают дела предков. Разве эти люди не достойны нашего внимания?

-3

По поводу смерти Олега Юрьева отписались Лента, Горький, Кольта, даже ВуменХит и много ещё каких новостных сайтов. И если во времена Маяковского после смерти писателя писались подробные статьи о его творчестве, о его влиянии, о его творческом пути, о его работах, то в наше время никто не удосуживается даже узнать подробности.

Все статьи, как на подбор, пересказывают первоисточник, упоминают дату рождения, перечисляют, на какие языки автор имел переводы и уточняют, что последние годы жизни автор жил в Германии. Некоторые порталы выпендриваются и добавляют ещё и пересказ биографии из википедии. Кстати, даже википедия уже обновила страницу и добавила дату смерти.

И, казалось, сегодня это обычное дело, уже можно было привыкнуть. Но невероятно выбешивает, что об интересных людях, посвятивших себя творчеству, вспоминают только по факту смерти. Да и то, вскользь.

За последний год много творческих умерло. И все эти смерти проходят мимо нас информационным потоком. Потому что большинство имён мало кто знает. Потому что журналисты не слишком утруждают себя сделать хороший материал. Потому что всем сейчас подавай скандалы и сенсации-однодневки. Потому что мы все благоговеем перед столетними юбилеями, пока живые ходят среди нас и ищут себе бумагу.

Олегу Юрьеву было 58 лет. Он был признанным советским и российским писателем. Его публиковали во многих литературных журналах. «Знамя» и «Новый Мир» премировали его работы. Он был одним из тех, кто продвигал неоакмеизм и создал «Камеру хранения», которая жива и сейчас. И многие только вчера узнали о его существовании. Просто потому, что большинство писателей никому не интересны, пока не испустят дух.

-4

Я не призываю никого из вас бросать в топку томики классиков или писать об их ненужности. И я не призываю вас скорбеть по Олегу Юрьеву и другим почившим в последние дни. Я призываю всех вас посмотреть по сторонам, найти среди окружающих вас людей писателей, художников, музыкантов, актёров, танцоров, киноделов, театралов и поддержать их, помочь им, рассказать о них.

Ведь сегодня ничего не стоит поставить лайк, написать короткий коммент к свежему рассказу, сделать репост, чтобы о талантливом молодом творце узнали.

Я призываю всех, кто читает этот текст, говорить не о Фонфизине и Радищеве, а о Шиляеве, Онегиной, Никиташ, Безлюдном, Голобородько, Трубачёве, Никитине, Гаечкиной, Яшниковой, Гуровой, Гесслере, Драло, Илларионове, Аносове, Перфильевой и многих других, кто делает своё дело, потому что горит душа, но о которых мало, кто знает. Просто потому, что не видят их в ленте новостей.

7 июля 2018 года
Источник

-5

Ждут вашего внимания:

Эпоха фанфиков | Эссе

Может ли литература изменить современный мир | Эссе