Родилась в Кремоне, около 1539 года. Дочь патриция, Ангилькара Ангичола, чья единственная слава была основана на том, что он был отцом шести дочерей, все они отличались музыкальными и художественными талантами.
Софонисба была второй дочерью. Фактическая дата ее рождения неизвестна, но по другим датам, которые касались ее, обычно принимаются приведенные выше.
Она начала изучать рисование и живопись, когда ей было всего семь лет, под присмотром Бернардино Кампи, лучшего художника пяти Кампионов Кремона. Позже она была ученицей Бернардино Гатти, и стала суперинтендантом художественного образования своих сестер.
Софонисба преуспела в портретах, и в свои двадцать четыре года была известна по всей Италии, как хороший художник.
Ее необыкновенные знания в области живописи в столь раннем возрасте подтверждается картиной из коллекции Ярборо в Лондоне - портрет мужчины, подписанный и датированный 1551 годом, когда ей было не больше чем 12 лет.
Когда Софонисба был представлена при дворе Милана, то стала известна Филиппу II, который, через своего посла, пригласил ее занять должность придворного художника в Мадрид.
Приглашение должно было быть привлекательным для художницы и ее семьи, но удивительно, что она колебалась и требовала времени для рассмотрения этого вопроса.
Ее смущала репутация церемониального испанского двора, его мрачная атмосфера, требовательный государь, который уже не был привлекателен для молодой женщины, у которой в окружении уже были преданные поклонники, одному из которых она отдала свое сердце. И разлука с семьей, и долгий, утомительный путь в Мадрид.
Эти сомнения нелегко было преодолеть, и ее окончательное согласие с этим предложением было доказательством ее энергии и целеустремленности.
Ее путешествие было совершено в 1560 году и проводилось со всей возможной заботой о ее комфорте. В качестве спутниц с ней поехали две благородные дамы, две горничные, и шесть слуг. По правде говоря, ее способ путешествия мало чем отличался от путешествий юных леди королевской семьи.
Когда она въехала в Мадрид, ее приняли король и королева и проводили в королевский дворец. Можно себе представить удовольствие Софонисбы от того, что она написала портрет прекрасной Изабеллы, и ее изображения Филиппа и его семьи вскоре поднялись на самую высокую вершину популярности. Все вельможи Мадрида желали портреты из ее рук, а также ей дарили богатые драгоценности и большие суммы денег.
Отрадно, что как и ее творческий успех, любовь королевы была для нее дороже. Вскоре ее сделали фрейлиной ее величества, а чуть позже она была повышена в звание гувернантки инфанты Клары Евгении.
Папа Пий IV даровал Софонисбе богатые дары, среди которых были и священные реликвии, украшенные драгоценными камнями. Он также написал письмо, в котором он заверил ее, как он восхищался ее мастерством.
Изабелла оказалась полностью под испанским влиянием, она предложила художнице брак с одним из дворян, это означало, что она останется в доме королевы.
Когда Филипп узнал, что Софонисба уже была обручена с доном Фабрицио де Монкада, сицилийским дворянином, несмотря на разочарование, дал ей приданое - двенадцать тысяч крон и пенсия в тысячу.
В то время как Софонисба была загружена делами в Испании, ее сестры не ленились в Кремоне. Европа прислала в Мадрид картины, купленные для частных коллекций, и картина Лючии сейчас находится в Галерее Королевы в Мадриде.
Когда пришло время для свадьбы Софонисбы, она сожалела, что покинула свой "второй дом", как она называла Мадрид, что ей пришлось жить на Сицилии. Она покинула дона Фабрицио де Монкаду.
Король настоятельно призвал ее вернуться в Испанию, но ее желание быть с семьей заставило ее вернуться в Италию.
Корабль, на котором она отплыла с Сицилии, управлялся Ломеллини, из благородной семьи Генуи, в которого Софонисба отчаянно влюбилась и предложила ему свою руку.
В Генуе она преданно продолжала свое искусство и завоевала новые почести. Из Мадрида ей прислали подарки на второй брак, а позже инфанта Клара Евгения и другие испанцы высокого ранга навещали ее в Генуе. Ее дворец стал центром притяжения.
Генуэзские художники и писатели, в то время как многие незнакомые люди искали ее знакомства. Она внесла значительный вклад в реставрацию произведений искусства.
Она жила до глубокой старости, и, хотя потеряла зрение, ее интеллект не был омрачен временем или слепотой.
Вандик, который часто был ее гостем, не раз заявлял: "больше пользы от советов слепой Софонисбы, чем от всех остальных. Учиться у мастеров своего дела!" От ученика Рубенса это былаХвала Богу!