В последние годы военно-морской флот Российской Федерации стал стремительно обзаводиться новыми кораблями. Причем самых разных классов и тоннажа. Она и не удивительно ведь морская граница страны самая протяженная в мире и охранять её требуется с большой тщательностью. Особенно в свете все разборок в районе северных месторождений нефти.
Вероятно, самыми важными кораблями, принимающими участие в охране морских рубежей есть, и будут корветы. Относительно малотоннажные суда, маневренные и быстрые, тем не менее они способны нести на себе противокорабельные ракеты и прикрывать небо над собой с помощью зенитных ракетных комплексов. Особенно эффективно корветы работают с береговой обороной и в связке з ЗРК и ПКР наземного базирования.
Совсем недавно президент России В. Путин посетил один из новейших корветов проекта 20385, который сейчас проходит ходовые испытания. Корабль получил звучное имя «Гремящий» и в будущем отправиться служить в Тихоокеанский флот страны.
Постройка корвета проекта 20385 «Гремящий»
Руководство ВМФ РФ остро понимает необходимость разработки и постройки корветов нового поколения. Однако процесс строительства боевого судна очень долог и порой корабль успевает устареть, не выйдя из родного завода. По этой причине проект 20385 изначально закладывался с возможностью быстрой модернизации. Сам корабль, позже получивший имя «Гремящий», заложили в далеком 2012 году 1 февраля на стапеле военного завода «Северная верфь».
Кроме улучшения вооружения в проекте 20385 использовали современные композитные материалы. Уже к середине 2014 года у корвета установили надстройку. Проблемы возникли с двигательной установкой. Из-за ситуации на Украине и введению санкций против России не удалось закупить у германской компании MTU движки. Именно тогда возникла срочная необходимость импортозамещения и в срочном порядке были найдены новые агрегаты. Выбор пал на дизеля «Коломенского завода» под маркой ДДА 12000.
Сами двигатели начали устанавливать только в 2016 году. Подготовка к монтажу началась 17 февраля, а саму силовую смонтировали на корвете только 20 мая. После чего началась подготовка к спуску «Гремящего» на воду. Что и произошло уже 30 июня того же года.
Изначально предполагалось, что корвет войдет в состав Северного флота. Однако после спуска на воду было принято решение отдать «Гремящий» ТОФ. К лету 2016 года общая стоимость корабля оценивалась в 8 миллиардов рублей.
В октябре 17-го года объявили, что корвет готов уже на 65%. Поэтому для нового корабля начали потихоньку готовить экипаж. Все обучение проходило в Санкт-Петербурге в центре подготовки ВМФ РФ. Спустя только год экипаж начали заселять на корвет и тогда же начались полноценные ходовые испытания. По планам корвет сдадут в войска 25 декабря 2019 года.
Вооружение «Гремящего»
Одной из главных причин запуска в серию проекта 20385 это установка нового вооружения и средств управления огнем. В первую очередь это касается противовоздушной защиты корвета. С этими целями на него установлен зенитно-ракетный комплекс нового поколения «Редут». Он использует 3 типа зенитных ракет. В первую очередь ракеты большого радиуса действия с пока неизвестным названием. Они способны сбить вражеский летательный аппарат на расстоянии до 400-т километров. Для уничтожения самолетов и ракет на средней дистанции в наличии ЗР 9м96 (120 км). На ближних дистанциях в дело вступают 9м100 (15 км, зато их помещается в одну ячейку 4 штуки). Всего на «Гремящем» будет 16 ячеек под зенитные ракеты.
В качестве основного вооружения на корвет будут установлены ракеты «Калибр-НК» в количестве 8 единиц. Их запускают с универсальной пусковой установки 3С14 и поражать цели на внушительных расстояниях. Интересно, что в прессе начали активно ходить слухи, что на корвет в будущем будут устанавливать ракеты «Циркон». Их главная отличительная особенность – гиперзвуковая скорость полета. В переводе на понятный язык она летит со скорость 12 000 километров в час.
Если такую заявку воплотят в жизнь, то большая часть малых ракетных кораблей и фрегаты разных серий также будут способны вести стрельбу «Цирконами». Что же касается «Гремящего» - он вполне может стать малым судном охоты на авианосцы. Средняя дальность полета гиперзвуковой ракеты около 1 000 км, что позволяет отстреливать ее с больших дистанции и уходить незамеченным. С очень большой вероятность корабль противника будет поражен, т.к. современные средства ПРО не способны перехватить такой высокоскоростной объект.
В первую очередь это опасность для авианесущих ударных группировок «западного партнера» и «вероятного противника» - США. Однако стоит отметить, что пуск ракеты могут засечь и отправить туда противокорабельные самолеты. В основном в ВМФ США используют ПКР «Гарпун». Ракета дозвуковая и устаревшая. Поэтому относительно легко должна перехватываться «Редутом».
Взаимодействие с другими родами войск
Предполагается, что все-таки «Гремящий» не будет ультимативным охотником за авианосцами. В его задачу будет входит охранение государственных границ и поддержка более крупных флотских формирований. В случае действий вдоль родного берега корвет окажется под прикрытием войск ПВП наземного базирования. А у них сейчас в наличии С-300 и С-400 (в перспективе С-500). Ведь главным врагом такого типа кораблей остается авиация вероятного противника и его ПКР.
Если подводить итог, то строительство столь современных и боеспособных кораблей очень позитивный момент. Оно доказывает, что в стране ведутся научные исследования и имеются мощность для их реализации. Что касается «Гремящего», то он уже почти готов. Совсем недавно, 31 октября 2019 года, его посетила высокая делегация во главе с главнокомандующим РФ Владимиром Путиным и министром обороны Сергеем Шойгу. Видимо лично инспектировали готовность корвета.
Из-за своего географического положения Россия всегда была вынуждена держать не только сильные сухопутные военные формирования, но и немалый флот для охраны морских границ. Так было в Российской Империи, так было в Советском Союзе, так есть и в наше время. Поэтому в развитие военно-морского флота ежегодно вливаются миллиарды рублей, и постройка новейших надводных и подводных кораблей не прекращается ни на минуту. Не стоят на месте и технологии, развивающие важнейшие направления. Ведь потенциальный враг не стоит на месте и также обновляет свои морской парк и его вооружение.
Особое место в ВМФ РФ занимают подводные лодки. Этот род войск начали серьезно развивать уже в СССР и немало в этом преуспели. И хотя во время Великой отечественной их применяли редко, но после войны, а особенно с изобретением ядерного оружия, субмарины плотно вошли в морские доктрины Страны советов. При этом развивали оба типа подводных лодок: дизельные и атомные. Каждому виду находилось свое место в планах советского командования. После распада Союза уже РФ подхватила знамя развития подводных судов. Проекты дорабатывали, развивали и уже к 2020 году в строй вступит сразу несколько субмарин новейшего класса.
Новые дизельно-электрические подводные лодки класса «Лада»
Дизельно-электрические подводные лодки начали свое развитие задолго до Первой мировой войны. Их активно применяли немцы во время Битвы за Атлантику и советский флот в Балтике и на Черном море. Казалось, что после выхода в свет атомных подводных лодок их судьба завершиться и они отправятся в утиль. Однако тут опять сыграла география. АПЛ хороши на океанических просторах, когда их трудно заметить и они легко могут уходить на недосягаемые глубины. В условиях Черного моря или Балтики, а тем более Каспия, им будет образного говоря «тесно». По этой причине дизельные ПЛ продолжали развиваться и вводиться в строй.
Атомная подводная лодка проекта ЛАДА
Сейчас основной дизельной субмариной российского военного флота остается «Варшавянка» (проект 636.3). Это очень хороший и проверенный временем образец подводной лодки, который используется вот уже более 40 лет. «Варшавянка» способна развивать скорость 20 узлов находясь в подводном положении, её экипаж насчитывает 62 человека, а стоимость в экспортном варианте составляет целых 300 миллионов американских долларов. В носу располагается 6 торпедных аппаратов с автоматом заряжания. Однако кроме торпед, способна выпускать мины и вести огонь современными ПКР «Калибр». В наличии система ПВО, состоящая из ПЗРК «Стрела-3» или «Игла». Официально к 2020 году одна из таких лодок поступит в распоряжение тихоокеанского военного флота. Хотя в более ранних официальных источниках говорить про целых 6 «Варшавянок» к 2022 г.
Стоит отметить, что изменение плана выходя лодок проекта 636.3 возможно связано с вводом в серию новой ДЭПЛ проекта 677 «Лада». Именно к 2020 году запланировано ввести первую лодку этой серии, после всех надлежащих испытаний и тестов. Субмарина выгодно отличается от своей предшественницы «Варшавянки». В первую очередь это касается размеров и количества носимого вооружения. По открытым сведениям, водоизмещение «проекта 667» составит жалкие 1150 тонн (у 636.3 около 4 000 т). Это дало возможность сделать ПЛ более незаметной для всех систем обнаружения и увеличило автономность и скорость хода.
Что касается вооружения «Лады», то оно составляет 18 пусковых аппаратов вместо 6. Туда могут заряжаться, как торпеды, так и различные противокорабельные ракеты: «Калибр» всех мастей, «Оникс» (корабельная версия «Авангарда») и перспективная ракета «Циркон». Касаемо остальных характеристик, то они засекречены.
Развитие атомных подводных лодок в России XXI века
Неразбериха 90-х годов и политика по разоружению, которую вел Горбачев и Ельцин, сильно сказалась на состоянии всего ядерного щита нашей страны. Не стал исключением и атомный флот, как один из элементов ядерного трезубца. Значительную часть АПЛ уничтожили, а новые снимались с верфей и отправлялись на металлолом. Более или менее ситуация начала исправляться только после прихода к власти В. Путина.
Уже почти с самого начала своего правления он выделил немалые средства из бюджета на развитие военно-промышленного комплекса. Но главное в приоритете стояли атомные войска – ведь, по сути, они гарантия того, что никто не развяжет с Россией «горячую» войну. Опять же к 2020 году на вооружение ВМФ должны поступить три атомные подводные лодки нового образца, способные в одиночку уничтожить небольшую страну.