Старейшие археологические центры под открытым небом были построены в конце XIX века и представляли собой романтический образ прошлого. Вокруг Боденского озера, в 1888-1940 годах, много внимания уделялось жилым домам на озере. Это был еще тот период, когда раскопки проводились в основном дворянами.
Раскопки этих озер в северном альпийском регионе позволили получить обширную информацию о людях, живущих на побережье этих озер в эпоху неолита и бронзы. До сих пор существующий пример такой реконструкции жилого фонда озера находится в Унтерухлдингене, на немецкой стороне Боденского озера.
Первые "доисторические" дома здесь были построены в 1922 году. В годы, непосредственно предшествовавшие Второй мировой войне, музеи, населявшие озеро, сыграли важную роль в развитии отечества.
В настоящее время Унтерухлдинген является одним из самых популярных центров под открытым небом в мире и обладает инновационными возможностями и постоянно обновляемой презентацией о прошлом. Другими элементами являются самокритика его роли в прошлом и обучение общественности тому, как мы знаем то, что знаем. В 1925 году в Вирджинии началась работа по реконструкции "Колониального Вильямсбурга".
Это живой исторический музей, посвященный восемнадцатому веку, которым гордится много американцев. Он содержит 88 оригинальных домов и 50 реконструкций и в настоящее время принимает миллион посетителей в год. Здесь они интерпретируют происхождение идеи Америки, зародившейся за десятилетия до Американской революции.
В Польше после раскопок водно-болотных угодий в Бискупине в 1936 г. была проведена первая реконструкция поселка железного века.
Проект привлек большое внимание и приобрел характер национального памятника, играя важную роль в определении польского гражданства до сих пор. Бискупин имеет большое образовательное значение и является одним из наиболее посещаемых центров под открытым небом в Европе. За свою долгую историю они сумели сохранить знания в области строительства деревянных конструкций.
С 1980-х годов в Бискупине проходит крупнейший в мире археологический фестиваль. Ежегодно около 80 000 посетителей посещают тематический фестиваль, например, "Римляне и их варварские соседи" или "В тени пирамид".
В первые десятилетия после Второй мировой войны было задумано не так много новых центров под открытым небом. Новаторская работа была проведена под руководством датчанина Ханса-Оле Хансена, когда был задуман Лейрский экспериментальный центр.
С самого начала центр являлся междисциплинарным подразделением на местах. Он сочетает в себе характеристики тематического парка (его низкий порог) с научной базой музея и осознает актуальность для современного общества. Центр представляет собой динамичное, информальное и непризнанное образование, как для школьников, так и для взрослых.
Хорошо сбалансированное созвездие презентаций, образования и исследований, практиковавшееся в Лейре, вдохновило десятки других центров. Лейр проводит собственные исследования, старается привлечь студентов университетов путем проведения вводных курсов по экспериментальной археологии, публикует научные и популярные книги, а также предлагает средства и возможности для проведения экспериментов в Дании экспериментальным археологам со всего мира.
В 1972 году Питер Рейнольдс создал археологическую полевую лабораторию под названием "Исследовательский проект старинной фермы Буцера" при содействии Совета по археологии Великобритании (CBA). Среди существующих археологических центров под открытым небом это тот, который имеет наибольшие научные устремления.
Буцер был разработан как действующая ферма железного века с 2003 года, с римской виллой, снятой и описанной каналом Discovery Channel. Главная цель - помочь археологам и их студентам, но важную роль играет и образование. Эксперименты проводятся в строгом режиме, что придает им высокую научную ценность.
В конце 1970-х годов, во время многочисленных обсуждений между археологами, крепость железного века была частично реконструирована в Швеции в Экеторпе на суше Ое.
Некоторые из вопросов, которые сыграли важную роль в обсуждении в Швеции, были следующими: Есть ли вообще какая-либо польза от (ре)строительства? . Какова цель (пере)строительства? Исследования, образование, туризм или приключения? . Производит ли она новые знания или воспроизводит уже существующие знания? Компания Eketorp успешно решает проблемы, связанные с восстановлением окружающей среды на основе археологических данных.
Были проверены старые и сформулированы новые археологические гипотезы, показывающие как охват экспериментальной археологии, так и ее пределы. Компания Eketorp стояла у истоков бурного развития "деревень живой истории" по всей Швеции.
Многие центры должны сами получать значительную часть своих доходов. Начиная с 1980-х годов, некоторые центры могли начинать с крупной суммы денег из определенного фонда.
Одним из таких мест, все еще имеющих некоммерческую цель, является Мидделалдрект в Дании. Их тема - средневековые техники и машины войны. Центр начал свою работу с катапульт, и археологи до сих пор проводят исследования в таких областях, как средневековые способы изготовления пороха.
Важной характеристикой для 75 000 посетителей является большое количество волонтеров в их роли в живой истории. Дальнейшие разработки можно увидеть в таких центрах, как Бахриттербургский Канзах на юге Германии.
Новым является не их девиз ("Будьте удивлены - поймите - опыт"), не их подход к использованию живых исторических групп. Большая часть информации, которая используется при создании центра и его реконструкции, основана на подробных экспериментальных исследованиях в университетах разных стран.
Что делает этот проект инновационным, так это то, что он финансируется из европейских фондов. Все чаще европейские структурные фонды используются для создания туристических достопримечательностей, таких как археологические центры под открытым небом в сельской местности. Главным недостатком является то, что деньги могут быть использованы только на строительство центра, а не на его эксплуатацию.
Есть лишь несколько центров под открытым небом, которые имеют характеристики тематического парка, например, Ирландский парк национального наследия.
Но коммерческий тематический парк отличается от археологического центра под открытым небом. Тематические парки являются "экстремальными примерами капиталоемкой, высокоразвитой, ориентированной на пользователя, модифицированной человеком рекреационной среды".
Археон в Нидерландах, который посещают почти 200 000 человек в год, представляет себя как живой тематический парк истории. Она организована как компания, то есть коммерческая роль очевидна, но менеджеры знают, что для этого они должны сохранять качество и поддерживать связь с университетами.
Ведь больше людей узнают о голландской национальной истории здесь, чем в Национальном голландском музее древностей всего в 30 милях отсюда.