В этой статье мы проведем художественный анализ стихотворения в прозе "Черепа".
В конце 1770 - ых годов Тургенев писал "для самого себя" небольшие по объему произведения, которые вначале озаглавил "Посмертные", позже - "Стихотворения в прозе". Первый раздел был опубликован в журнале "Вестник Европы" в 1882 году благодаря усилиям редактора М. Стасюлевича. Второй - "Новые стихотворения в прозе" - опубликован лишь в 1930 году.
Под номером 16 - это авторская нумерация - в первом цикле значилось стихотворение "Черепья", таким было его первоначальное название. Смысл диалектизма пояснил сам автор:
...черепья вместо черепа - орловское словцо, у нас говорят воронья, вместо вороньё и так далее, конечно, надо черепа.
И заглавие, и содержание стихотворения необычны, но становятся понятными, когда из биографии писателя узнаешь о том, что конец семидесятых годов был мучительным для Тургенева, он много думал и писал о смерти, размышлял о скоротечности жизни. В письме к поэту Я. Полонскому он признавался, что на душе у него "темнее темной ночи", "могила словно торопится проглотить" его.
В Лондоне он был в гостях у пастора и, сидя за столом с его семьей, увидел у них "через кожу, через мясо черепа". Настроение страха перед смертью мучило писателя и нашло отражение в "Черепах".
Одна из наиболее распространенных тем романтических произведений - тема трагичности человеческого существования, одиночества, неизбежного конца в несовершенном земном мире - определяет содержание этого стихотворения.
Смерть в нём предстаёт не как естественный конец бытия, а как видение гибели, она страшит героя омерзительным физиологическим безобразием, биологическим распадом, потому так отвратительны "мертвенная белизна черепов", "синеватое олово обнажённых десен и скул". Все эти оценочные эпитеты выражают не только чувства героя, но создают особую эмоциональную атмосферу, помогают читателю понять переживания героя.
Лексический повтор "я не смел прикоснуться", "не смел взглянуть на себя" подчёркивает ужас, охвативший героя при мысли, что и он не человек, а череп. Эффект его присутствия среди мертвецов оттеняет синтаксический повтор в 4 абзаце "...как двигались и шевелились..., как поворачивались и ... и как вертелись" с использованием глаголов прошедшего времени несовершенного вида, передающих нарастающую напряженность чувств и переживаний. Одновременно это является одним из способов создания ритма в стихотворении.
Неестественность, фантастичность, уродливость того, что начало происходить в роскошном зале, подчёркивается сравнением человеческой кожи с шелухой, которая "мгновенно слетела со всех голов и со всех лиц". Этот повтор усиливает безобразность происшедшего, однако дамы и кавалеры, величающие певицу "Бессмертной", не замечают этой жуткой трансформации.
Но не проблема биологического распада человека после смерти является главной в "Черепах".
Ведущая тема в стихотворении, жанр которого - видение - жизнь светской черни; тут представлен не один какой-то герой, а множество кавалеров и дам, поэтому описываемая картина особенно безотрадна.
Собрались люди "с помертвелыми сердцами" (Владимир Одоевский), среди них герой, который одинок в "пышно освещенный зале", где все ведут "тРескучий РазговоР" (аллитерация подчеркивает это) об известной певице, о ее пении и трелях. Оценочный эпитет "трескучий" - издевательская насмешка над пустой, бойкой болтовней, в которой нет содержания, чувства, понимания. Именно пустой, бессмысленной болтовней, ибо образованные и душевно развитые люди не могут вести "трескучий разговор"; присутствующие в зале даже не разговаривают, не беседуют - они трещат!
Это карикатура на светское общество, пытающееся судить об искусстве, она подчёркивается и несобственно-прямой речью: " О, как хорошо пустила она вчера свою последнюю трель!". В последнем абзаце "красные лоскуточки языков" уже не дам и кавалеров, а черепов лепечут те же слова, называют певицу "Бессмертной ... да! бессмертной".
Автору ненавистны эти блаженно самодовольные господа, которым непонятно и чуждо естественное.
Уже самим заглавием - символом Тургенев сгустил до невероятного видение безнравственного мира, в котором нет места живым чувствам, где обязательный атрибут - восторг!
Название "Черепа" носит оценочный характер: черепная коробка без содержимого в ней - нонсенс. Пустой череп - это обыкновенная кость, автор таким образом указывает на отсутствие здравого смысла у присутствующих в роскошном зале. Это объясняет цель использования приёма умолчания как средства выражения глубокой неприязни к этим актёрам на каком-то странном маскараде, где вместо масок "ШиШковатые Шары Черепов"; аллитерация подчеркивает их пустоту, никчемность, скрывающиеся под этими черепами тщеславие, неискренность и притворство.
Нет живых людей, есть что-то мистическое, страшное, фантастическое (это особенность романтизма), когда черепа "поворачивается по-прежнему, ... с прежним треском" и произносят нелепые штампы.
Ключевое слово "ужас", ужас от ничтожества блестящих кавалеров и дам, усталое отвращение к их пошлости, глупости, лжи. Ужас перед всемогуществом разрушительных сил смерти.
Когда читаешь "Черепа", возникает ощущение, что сам находишься в большом гробу, потому что пространство замкнутое, хоть и роскошное, нет указаний на окна, двери, позволяющие выйти или заглянуть в открытое пространство.
Есть упоминание зеркала, которое можно воспринять как единственный выход в другое пространство, в другое измерение, где нет лицемерия и поддельного восторга. Но более вероятно, что зеркало - это вход в настоящую реальность, представленную в виде "роскошной залы", полную невежества и фальши, иначе герой не боялся бы заглянуть в него. Он как будто попал в чуждый ему мир и не знает как вернуться назад, не осознает, что выход там же, где и вход. А может, зеркало играет роль единственного портала, связывающего два противоположных мира: мира чистого, "правильного" и мира лживого, пошлого.
Трудно сказать точно, с какой целью автор упоминает в стихотворении зеркало, но оно есть, и, возможно, является решением сложившейся в обществе ситуации: если бы каждый смотрелся в зеркало, заглядывал в свои "обессмысленные глаза" и понимал, что деградирует, в мире стало бы больше людей с богатым внутренним содержанием. Да, здесь множество ламп и свечей, а свет - символ жизни, но освещают они лоснящиеся "костяные шары", а не радующихся живых людей. Время действия - вечер, ближе к ночи, а это - древний символ смерти.
Продолжение читайте здесь
При создании данной статьи использованы отрывки из стихотворения в стихах "Черепа", автор Иван Сергеевич Тургенев.