Очаровательные змеи, торговцы коврами и женщины, скрывающие внешность, могут передать идеи Ближнего Востока, Северной Африки и Западной Азии. Чтобы понять эти образы, мы должны понять концепцию востоковедения, начиная со слова «Восток» . В своем первоначальном средневековом употреблении слово «Восток» означало направление, местоположение.
Но чей «Восток»? К востоку от чего?
Генриетта Браун, визит: Харем Интерьер, Константинополь, 1860 г., масло на холсте, частная коллекция.
Теперь мы понимаем, что это обозначение отражает западноевропейское видение «Востока» , а не мнение жителей этих районов. Сегодня мы также понимаем, что название «Восток» едва ли отражает широкий спектр территорий, к которым первоначально оно относилось: Ближний Восток, Северная Африка и Азия. Эти регионы одновременно отличаются друг от друга, контрастны и в то же время взаимосвязаны.
Ученые часто связывают визуальные примеры востоковедения с романтической литературой и музыкой начала XIX века, периода роста империализма и туризма, когда западные художники много путешествовали по Ближнему Востоку, Северной Африке и Азии.
Представляя «Восток» .
Как утверждает искусствовед Линда Ночлин в своем широко читаемом эссе «Воображаемый Восток» от 1983 года, задача критической истории искусства заключается в оценке властных структур за любым произведением искусства или художника.
Следуя ее примеру, искусствоведы ставят под сомнение основополагающую динамику власти в художественных представлениях «Востока», многие из которых относятся к XIX веку. При этом эти ученые оспаривали не только то, каким образом «Запад» представлял «Восток», но и то, как долгое время существовало ошибочное представление об однонаправленном влиянии Запада. Аналогичным образом, эти ученые поставили под сомнение то, как художники представляли людей Востока в качестве пассивных или недобросовестных субъектов.
Например, в картине «Заклинатель змей», написанной в 1879 году, французский художник Жан-Леон Жером изображает обнаженного юношу, держащего змею в руках, когда пожилой человек играет на флейте, очаровывая как змею, так и публику. Жером конструирует сцену на основе своего воображения, но использует изысканный и натуралистический стиль, позволяющий предположить, что сам наблюдал эту сцену.
Жан-Леон Жером, Заклинатель змей, ок. 1879 г., масло на холсте (Институт искусств Стерлинг Франсин Кларк, Уильямстаун, Массачусетс).
При этом Жером высказывает предположение, что подобная обнажённость была обычным и публичным явлением на Востоке. И наоборот, такие художники, как Анриетта Браун и Осман Хамди Бей, создают произведения, которые представляют собой контраст образу «Востока» как пассивного, необязательного или ветхого.
В «Визите: Харем Интерьер», Константинополь, 1860 года, французский художник Браун в сцене гарема представляет женщин, полностью одетых.
Точно так же Осман Хамди-бей, получивший образование в Школе изящных искусств, изображает исламскую ученость и образованность в картине «Молодой эмир учится», 1878 года.
Факт или вымысел?
Восточная живопись и другие формы материальной культуры представлены в двух реестрах. Во-первых, они изображают «экзотическую» и, следовательно, расовую, феминизированную и зачастую сексуализированную культуру из далекой страны. Во-вторых, они одновременно претендуют на то, что являются документом, подлинным взглядом на месторасположение и жителей, как мы видим из детального и натуралистического стиля Жерома.
В «Заклинателе змей» Жером создает слой экзотической «истины», добавляя на заднем плане неразборчивую, искусственно-арабскую плитку.
Удивительно, но изобретение фотографии в 1839 году не способствовало большей подлинности живописных и фотографических изображений «Востока» художниками, западными военными чиновниками, технократами и путешественниками. Вместо этого фотографии часто ставились на сцене и украшались, чтобы привлечь западное воображение.
Например, французская семья Бонфилсов в студийных фотографиях расположила сидящих в позициях с ручными реквизитами на тщательно продуманном фоне, чтобы создать вымышленный мир творчества фотографа.
В восточных светских исторических картинах (повествовательных моментах истории) западные художники изображали сцены беспорядочных и зачастую жестоких сражений, создавая концепцию «Востока», уходящую корнями в древнюю историю. Распространенные фигуры и места расположения восточных жанровых картин (сцены повседневной жизни), включая сердитых деспотов, распутные гаремы, рынок рабов или декадентский дворец, демонстрируют сочетание псевдоэтнографии, основанной на описании непосредственного наблюдения и открытого изобретения.
Эти картины создавали представления об угасающем мифическом «Востоке», населенном контролируемыми людьми, вне зависимости от географической специфики. В этом направлении работали такие художники, как Жан-Леон Жером, Эжен Делакруа, Жан-Огюст-Доминик Ингрес и другие.
Глобальный империализм и консьюмеризм
Мы также должны рассмотреть вопрос о создании «Востока» в результате империализма, промышленного капитализма, массового потребления, туризма и колонизации поселенцев в девятнадцатом веке. В Европе тенденции присвоения культуры включали потребительский «спрос» на материалы и предметы, такие как фарфор, текстиль и ковры из Ближнего Востока и Азии.
Феномен всемирных ярмарок и культурно-национальных павильонов (начиная с Хрустального дворца в Лондоне созданного в 1851 году и продолжаясь до ХХ века) также способствовал достижению целей колониальной экспансии. Как и декоративно-прикладное искусство, они формировали представление о «Востоке» как единице, которую необходимо употреблять через его разнообразные доиндустриальные традиции ремесел.
Мы постоянно видим это в архитектурных имитациях, построенных на основе этих ярмарок, которые стремились обеспечить зрелище и аутентичность для посетителя ярмарки. Например, на Всемирной выставке 1867 года в Париже дизайнеры египетской секции Жак Древе и Э. Шмитц возглавили резиденцию, которая должна была представлять собой дворец правителя Османской империи с куполом, характерным для архитектуры мечетей.
Но к этому зданию пристроили сарай (не типичный для хедживального дворца), в котором размещались привозные ослики, чтобы произвести впечатление реальности. Ярмарки объективировали иную самобытность незападных народов, культур и обычаев.
Востоковедение конструирует культурные, пространственные и визуальные мифологии и стереотипы, которые часто связаны с геополитическими идеологиями правительств и институтов.