Наглядный пример документального вербатим-театра.
Место действия – городок Ларами, Вайоминг, где в 1998 произошло убийство Мэтью Шепарда, студента местного университета и открытого гомосексуала. Двое жителей Ларами – обычные белые парни – познакомились в баре с Мэтью, после чего предложили подкинуть его домой. Вместо этого Мэтью вывезли за город, жестоко избили и оставили умирать привязанным к забору на заброшенной дороге неподалеку от города. Убийство и последовавший за ним суд по ряду причин стали важными моментами в борьбе за либерализацию законодательства США. Был принят “Акт Мэттью Шепарда и Джеймса Берда младшего”, который приравнял гомофобию, сексизм и трансфобию к национализму и расизму в качестве мотивов для преступлений на почве ненависти.
Через четыре недели после нападения члены кампании Tectonic Theater Project совершили первую из шести поездок в Ларами. Через 1,5 года состоялась премьера работы Laramie Project в Денвере, а в 2002-м спектакль был показан в самом Ларами. На этот показ пришли многочисленные доноры интервью и родители Мэтью – по сути, главные действующие лица. Работа получилась не столько о самом убийстве и суде, сколько о сообществе. О жителях небольшого городка, о том, что они чувствуют и думают по поводу жестокого убийства человека двумя местными парнями, которых они все знали. Как они рассказывают эту историю? Что, по их мнению, произошло? За этим интересно наблюдать: как меняется доминирующий нарратив, а вместе с ним – и что-то в самом сообществе, в его идентичности и самоопределении. Можно даже увидеть классические шаги принятия проблемы – от гнева и отрицания через депрессию к принятию. Хотя принятию и жизни "после" в большей степени будет посвящена еще одна пьеса – Laramie project: Ten years later, сделанная примерно по той же технологии.
Пьесу составили дневниковые заметки членов группы Tectonic Theater, новостные репортажи из Ларами и, конечно, монтаж двухсот интервью с жителями города – от бармена, обслуживавшего Мэтью в ту ночь, до его близких друзей. Нет только голосов убийц и жертвы. Об участниках трагедии постоянно говорят, они представлены в тексте через рассказы других людей, но одновременно и вынесены за скобки повествования. Каждый говорит о них, но как бы и о себе, о своем видении всего произошедшего, о причинах и последствиях так, как он их понимает. Получается странная инверсия – не сообщество говорит о событий, а отношение к событию, его динамика "говорят" о сообществе. О его проблемах и болевых точках.
Ссылки:
- на текст пьесы (только в английском варианте)
- на гид по пьесе от Tectonic Theater
- на кинофильм от HBO, снятый по пьесе (есть на русском)