После переподготовки с танка на миномёт, нас отправили эшелоном в Чечню. Те пацаны, что были там до нас, говорили, что сейчас войны как таковой уже нет. Вот несколько месяцев назад… тогда да… было дело!.. Но расслабляться всё же не стоило! «Контрабасы» (контрактники) строили из себя псов войны, хотя многие из них даже стрелять нормально не умели! Были и настоящие профессионалы, кто-то даже после Афгана и Первой Чеченской. Они были молчаливы и серьёзны, с нами срочниками общались мало, поэтому мы о них почти ничего не знали.
Прибыли на место и сразу окопались. Поставили палатки и вкопали миномёты. В первый же день стало ясно, что с водой будут большие проблемы. Интересно, как Генштаб выбирает место дислокации?.. Просто ткнув пальцем в карту или может выбирают первое понравившееся название? Не понимаю! Короче воду сразу стали экономить, про помыться вообще пришлось забыть. Из-за этого позже нас задолбали бельевые вши! Просто спасу от них не было! Чем только их не травили: и дымом одежду пропитывали и вымачивали в керосине (вонь стояла невозможная), но вши снова заводились в швах комуфляжей. Жили-то мы бок о бок друг с другом и поэтому всё было бесполезно.
Человек привыкает ко всему, вот и мы постепенно привыкли. Хорошо, что была уже весна, тепло, жить в палатке можно. Частенько обстреливали «зелёнку» (зелёную полосу, лесок) из миномётов и всего остального. На таких обстрелах я и получил свою контузию. Когда бросаешь мину в эту трубу, то в одной руке мина, а второй зажимаешь одно ухо, на второе ухо рук уже не хватает… Шарахает миномёт конечно не как танк, но тоже не слабо, тем более многократно в течение нескольких месяцев, вообщем оглохнуть можно.
Но в стрельбе из миномёта у нас была ещё и культурно-развлекательная программа. Были ящики и с осветительными минами. Когда душа требовала праздника, мы запускали световую мину. В воздухе у неё раскрывался маленький парашютик и огонёк в темноте горел долго и ярко. Мы кричали УРА и прочую фигню, стреляли трассерами из автоматов – короче праздник!!! А один раз решили взорвать целый ящик обычных мин, для эксперимента, интересно же, разнесёт наш лесок или нет. Утащили ящик в Зелёнку, отбежали подальше и кинули «эфку» (гранату Ф-1). Бабахнуло – дай Бог, да только Зелёнку не разнесло! Ну, расстроились конечно… праздника-то не получилось… Кто-то предложил шарахнуть ещё раз, но шарахать больше было нечем… На том и успокоились.
Дедовщины на войне нет. Во всяком случае у нас не было. Нельзя!!! Ну сами представьте – сегодня ты кого-то нахлобучил, а завтра он тебе пулю в спину!!! И никто ничего не докажет – ВОЙНА! Без конфликтов, конечно, не обходилось, но старались как-то поосторожней друг с другом. Была и у меня одна заморочка.
Сидели мы с одним парнягой в «Шишарике» (машина ГАЗ-66), прямо возле заднего борта напротив друг друга, автоматы как всегда у переднего борта лежали. Сидели, разговаривали про жизнь гражданскую. Потом заспорили какая машина лучше и чем дальше спорили, тем сильнее злились друг на друга. Я слово – он десять, я десять – он двадцать! Смотрю, а он на стволы коситься, до них один прыжок. Замолкли на пол секунды, смотрим друг другу в глаза и каждый к прыжку готовиться.
Я чуть-чуть замешкался. Он уже схватил автомат когда я приземлялся… В голове была одна мысль – Я ОПОЗДАЛ!!!...
Но он вдруг выпрыгнул из машины и побежал в зелёнку. Из автомата пару раз стрельнул, бежит, орёт – Не подходи, убью!!! Побежал в зелёнку, я с пацанами за ним. Он начал в нас стрелять, и мы залегли за кочками, ждём когда магазин кончится. Минут через десять он успокоился, мы его и заломали, а вот бить никто не решился. Я уже объяснял почему.
Ты, Колёк, про дурь спрашивал… На умняках там постоянно ходить нельзя. Кто чем расслаблялся: кто водкой, кто шмалью, а кто и вовсе в вену колол. Интересно, наверное, где мы всё это доставали? Меняли у местных «Чехов» (чеченцев) на бензин, патроны, оружие, кто что стащит. Также доставали еду и сигареты. Один наш пацанчик впарил чехам ПТУР (Противо Танковую Управляемую Ракету) за два литра водки!!! Чехи там ушлые! Бензин, который выменяли у нас, они на следующий день продавали на рынке. Писали «Бинзин Амырыканский» и продавали нашим же водилам!
Так и существовали. Пацаны говорили, что на рынке можно и танк купить, были бы только деньги.
Не скажу, что была веселуха, просто мы с пацанами стали дружнее… как-то ближе, в хорошем смысле! Как добирались до дома я уже рассказывал… спасибо тем добрым людям, которые нам помогли, кто едой, кто деньгами…
Теперь мы с парнями решили встречаться каждый год в Екатеринбурге первого августа. Посидеть, поболтать, попить пивка или ещё чего по настроению. Вот так.
5