Есть такой американский телеканал SyFy, производящий, как можно догадаться по названию, фантастические сериалы. Причем не только научно-фантастические. Есть среди этих проектов шедевры вроде «Пространства» сериалов по «Дюне», а есть все остальное — проекты в основном неплохие, но собирающие в основном пинки от зрителей и критиков. А ведь от канала с таким названием подсознательно ждешь чего-то интересного, ждешь, что он станет флагманом жанра! Но его легко уделывают НВО с «Миром Дикого Запада» и Netflix со «Звездным путем: «Дискавери». Да и «Пространство» переехало на Amazon. А Sy-Fy страдает в одиночестве. Что с ним не так? Начинаем новое расследование!
Очень мало денег
Перечисленные выше конкуренты Sy-Fy могут позволить себе делать круто, убедительно и красиво по очень простой причине: у них есть достаточное количество денег, чтобы сделать дорогой качественный проект. У Sy-Fy до прошлого года тоже такой был — «Пространство», но денег хватило только на три сезона. И на него пришлись «Темная материя» и «Киллджои» — проекты в целом хорошие, но бюджеты у них смешные, что не лучшим образом сказывается на декорациях и спецэффектах. Каменистые пустыни и стальные коридоры — слишком однообразно, мы хотим чего-то большего! И все же жаль, что оба эти проекта закончились — «Материя» закрылась еще два года назад, а последний сезон «Киллджоев» идет сейчас.
Закрыли и другой многообещающий проект — «Криптон». Но уже по другой причине…
Создатели не видят потенциалов
Или видят, но боятся реализовывать, чтобы не отпугнуть неподготовленную аудиторию. В «Криптоне» можно было рассказать о многом — о политике, о технологиях, об обществе. Истрию этой планеты успели проработать уже не один раз. Да и речь в сериале не о Супермене и не о подготовке к гибели планеты (это мы на экране видели уже раз пять), а о более ранних временах. Значит, можно было рассказать больше. Или просто показать. Но нет, надо было выдать проходную историю об избранном юноше, которому суждено свергнуть тирана, да еще с мощнейшим роялем в кустах в самом начале! После первой же серии появилось ощущение, что весь Криптон со своей богатой историей и интересным миром вращается вокруг рода Элов. Понятно, что законы маркетинга заставляют вспомнить Супермена, но можно же сделать приключения его деда более интересными!
Менее свежий пример — «Флэш Гордон» 2007 года. Идея была неплохая — осовременить классический сюжет, сделать его менее бредовым. Диктатор, прилетающий на собственной планете из далеких глубин космоса просто для того, чтобы развлечься уничтожением Земли — серьезно? А вот для тридцатых это вполне нормальный сюжет. Как и герой, способный с помощью двух подружек и эксцентричного ученого способный отправить этого диктатора в космос в разобранном виде. Беда в том, что очарование истории Гордона именно в этом: в легкой наивности, гламуре и штампах, которые в современных произведениях лучше не повторять. Это были времена палп-фикшена, и у него есть свое очарование. Так что новый сериал оказался очередной попыткой починить то, что и так работало. Да, злодей Минг поумнел и получил больше оснований для власти, образы героев стали более человечными, а планета Монго нагрянула из другого измерения, но Флэшу-то это все зачем? «Палповое» очарование оригинала пропало, а без него историю Гордона как-то не воспринимаешь. Будь это самостоятельный мир с другими героями и высмеивание штампов, получилась бы неплохая деконструкция знакомой истории. Не срослось, к сожалению.
Или «Корпорация» 2017 года. У руля Бен Аффлек и Мэтт Деймон, картинка вроде неплохая, ненавязчивые намеки на что-то не совсем типичное… К счасть, не всем замеченные. Потому что на практике все вылилось в проходную антиутопию со злыми корпорациями и положительным героем, который не запоминается и не вызывает никаких эмоций. К тому же сами корпорации все время на заднем плане. Никаких тебе политических интриг (разве что на зачаточном уровне), неоднозначности и прочего. Стыдно! Ну, хоть картинка неплохая…
А так ли много у них сай-фая?
После отказа от «Пространства» канал особо не горюет — у них есть, например, «Волшебники». Городское фэнтези серьезных денег не требует, а неплохой первоисточник и талантливые актеры вытягивают остальное. Был еще «Доминион» — суровое постапокалиптическое фэнтези о том, как ангелы обиделись на людей и начали их громить, но нашелся избранный герой (кто бы сомневался!), которому суждено как-то повлиять на события. Да и супергероику «Академия смерти» сложно назвать научной фантастикой. И из всего этого добра реально популярны только «Волшебники». Ну, и технофэнтези «Заколдованное королевство» 2007 года — вольную интерпретацию сказки о стране Оз — кое-кто считает классикой.
Нет, конечно, научной фантастики больше. Но когда добрая половина проектов вроде «Корпорации» меркнет перед «Волшебниками», картина получается не очень… сай-файная.
Куча мелких ляпов и глупостей
Или не слишком мелких. Например, в том же «Доминионе» есть закрученная интрига и интересные герои, но с миром явно что-то не то. И речь не об агрессивных ангелах, а о полном отсутствии у выживших людей дефицита чего угодно, хотя у них там вроде как постапокалипсис. С их слов мы знаем, что общество разбито на классы по уровням дохода. Но на экране этого нет. Все сыты и довольны, хотя вокруг пустыня и злые ангелы. А в «Непокорной Земле» главный герой — ветеран войны, который ведет себя как дорвавшийся до приключений мальчишка. Или продовольственное порно из «Корпорации» — этот сюжетный ход явно задумывался как серьезный, но на выходе оказался, пожалуй, глупейшей шуткой в истории канала.
Отдадим каналу SyFy должное: они стараются. Но пока не появятся нормальные бюджеты и толковые сценаристы, картина не изменится. Даже в лучших проектах будет то, к чему можно придраться. Но в лучшее верить хочется!