Найти в Дзене
Криминал 2.0

Как украли "Черный крест" Малевича и где он сейчас?

В начале XX века русский художник Казимир Малевич основал новое направление в живописи - супрематизм. Примером его служит самый известный триптих Малевича - «Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест». Последняя картина была мошеннически вывезена из СССР и больше не вернулась. 1928 году Малевич подружился с молодым писателем Николаем Харджиевымм и подарил ему четыре свои работы, в том числе «Черный крест». Историк М.Л. Давыдов рассказывал: «Два его (Малевича) визита в комнатушку Харджиева в Марьиной Роще на первом этаже завершились грабежами хозяина». А Харджиев смеялся: «Я иду его провожать, возвращаюсь - полная пустота, даже подушку утащили. Ну что же, утешал себя я, где появляется Малевич - там воцаряется беспредметность». С годами многие хранившиеся у Харджиева картины и рукописи стали стоить миллионы долларов. Сам он писал труды о жизни Мандельштама, Хлебникова, Хармса и других. Но публиковать их не стремился. В 1975 году к Николаю Ивановичу приехал молодой славист из Стокго
Черный крест Малевича
Черный крест Малевича

В начале XX века русский художник Казимир Малевич основал новое направление в живописи - супрематизм. Примером его служит самый известный триптих Малевича - «Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест». Последняя картина была мошеннически вывезена из СССР и больше не вернулась.

1928 году Малевич подружился с молодым писателем Николаем Харджиевымм и подарил ему четыре свои работы, в том числе «Черный крест».

Историк М.Л. Давыдов рассказывал: «Два его (Малевича) визита в комнатушку Харджиева в Марьиной Роще на первом этаже завершились грабежами хозяина». А Харджиев смеялся: «Я иду его провожать, возвращаюсь - полная пустота, даже подушку утащили. Ну что же, утешал себя я, где появляется Малевич - там воцаряется беспредметность».

С годами многие хранившиеся у Харджиева картины и рукописи стали стоить миллионы долларов. Сам он писал труды о жизни Мандельштама, Хлебникова, Хармса и других. Но публиковать их не стремился.

В 1975 году к Николаю Ивановичу приехал молодой славист из Стокгольма Бенгт Янгфельдт и предложил 72-летнему писателю перебраться в Швецию. Там, мол, его оценят по достоинству. Правда, оставался вопрос, на что жить за границей. И Янгфельдт посоветовал Харджисву продать полотна Малевича.

Был разработан план. Писатель отдал шведу четыре полотна Малевича, в том числе «Черный крест». А Янгфельдт с помощью сотрудника шведского посольства вывез картину из СССР контрабандой, посредством дипломатической почты. Картины Малевича никто бы не разрешил вывозить из страны как национальное достояние. А диппочту таможня не имела права досматривать.

Следующим этапом должен был стать выезд Харджиева в Швецию на конференцию. Но КГБ разрешение на выезд не дал. Впоследствии стало известно, что к этому отказу приложил руку тот самый Янгфельдт. Напрасно Николай Иванович в письмах просил шведа вернуть работы. Янгфельдт просто отмалчивался.

В1980 году Янгфельдт продал «Черный крест» парижскому Центру Помпиду за 4.5 миллиона франков. Сегодня, к слову, картина стоит в 70 раз больше. Чтобы снизить риски, продажа была реализована через подставное лицо, галериста Вильяма Арановича, и оформлена как дар американского фонда. Поэтому официально Центр Помпиду получил «Черный крест» в подарок от американцев. О том, что картина была украдена, французы предпочли «не знать».

Аналогичная судьба ожидала и три другие работы Малевича. Швед спустя 25 лет - после истечения срока давности - продал полотна по рыночной стоимости. Их обманутый владелец Харджиев уехал а 1993 году в Голландию и вскоре скончался. Его бесценный архив был разграблен и вывезен ворами в Европу. Впоследствии только малая его часть вернулась в Россию. Картин Малевича в этом списке не было.