Найти в Дзене
REJECTED

ЕЩЕ ОДИН КАВЕРОК ДРУЗЬЯ

Ка́вер-ве́рсия (cover version, от англ. cover— покрывать) — авторская музыкальная композиция (часто известная) в исполнении другого музыканта или коллектива.

Быть провинциальным музыкантом достаточно тяжело, в силу не только неоднозначного статуса, но и многих жизненных обстоятельств, мешающих заниматься музыкой. Некоторые безусловно считают себя непризнанными гениями и золотыми творцами, полагая что их музыка это прямо квинтэссенция оригинальной творческой мысли, а то что людям окружающим она не ясна, так это уже проблема замыленного вкуса или же туговатых гаек восприятия. Но спустится с неба на землю тебе всегда помогут и, поверь мне, приземление будет жёстким и непременно рожей в дерьмо.

Человек по своей природе завистлив, а в провинции подсознательная зависть это что то консервативное текущее по венам с кровью, здесь не любят тех у кого что то получается. Ты должен быть на уровне остальных или по-просту не выеживаться. Ты можешь сочинять неплохие стихи, писать уверенные картины, играть замечательную музыку, прикладывать силы и получать соразмерный личный результат. Но всегда найдутся те кто выльет на вас свой гниющий скепсис и вопросы в духе - И чего теперь? Чего добился? И что с этим делать? И на хуй оно вообще нужно? Конечно слушать кого то из вне дело неблагодарное, но и самоуверенности порой не хватает. Поэтому поддержка хоть добрым словом это всегда плюс.

Как часто бывает в провинциальной стороне, лезешь из кожи вон записываешь песни, альбомы а они разбиваются о стены очередного музыкального тренда, тонут в информационном болоте социальных сетей, остаются без внимания на местных концертах. И возможно очередной лучший альбом десятилетия отправляется в стол под сукно, а надежда реализовать себя как музыкант летит в помойку. Конечно обвинять всех и вся в том что у тебя не получается занять свою нишу это глупо, но иной раз твой максимум возможностей может не дать никаких результатов. И вполне вероятен момент что в вашу голову придет мысль, раз я не могу вылезти за счёт своего творчества, то стоит попробовать за счёт чужого, значимость и важность которого не требует подтверждения.

В конечном итоге люди связывают свою жизнь с творчеством по разным причинам. Но ступить на скользкую дорожку заигрывания с каверами надо конечно решиться. Далеко не все обладают тем уровнем исполнения что владели оригинальные исполнители, но кого это останавливает. Меня в первую очередь интересует культурная значимость возни с песнями что написаны не вами. И как это все влияет на провинциальную сцену, плюсы и минусы, если таковой градиент вообще применим.

Я всегда посредственно относился к каверам, так как лично для себя считал что это бесполезное занятие. И в то время как вы тратите время и силы на разучивание очередного каверка, ваши собственные песни никто за вас не пишет. Мне всегда было важно не подтверждать в очередной раз культовость и значимость всем известной банды, а высказаться творчески через свою группу, свои песни, свой материал. Я не рассматривал под разными углами момент " игры каверов" но всему своё время и похоже оно пришло.

И начать стоит со всеми нами любимого панк рока. Я решил сразу сходить с козырного туза в этой партии в преферанс. Хилли Кристал, крестный отец панк рока, с его небезызвестным клубом CBGB, что стал своеобразным alma mater для первых панк исполнителей, в 70-е ставил перед выступающими у него командами условие никаких топ-40 и каверов, только свои песни, косые, кривые, убогие, но свои. Поэтому не было ничего удивительного в том что Ramones в начале своей карьеры по 3-4 раза за вечер прогоняли свою короткую программу длительностью 12 минут, а Патти Смит между песнями пускалась в декламирование собственных стихов, чтобы удлинить сэт за счёт презентации своего же творчества.

Джоуи Рамон: У нас есть четыре песни: «Я не хочу гулять с тобой», «Я не хочу чтоб меня учили», «Я не хочу быть приручённым» и «Я не хочу назад в подвал».
Хилли Кристал: Много чего вы не хотите.
Джоуи Рамон: Да…
Хилли Кристал: Есть ли что-то, что вы хотите?
Джоуи Рамон: Мы работаем над одной песней.
Хилли Кристал: Она позитивная?
Джоуи Рамон: Да, она называется… «Я хочу понюхать клея».

К слову в 70-е в Нью Йорке, было довольно сложно продвинуть собственную команду, и чтобы твой талант заметили нужно было либо постоянно концертировать, либо иметь подвязки в мире музыкальной индустрии, как не сложно догадаться, у прародителей панк рока таких возможностей не было. Многие клубы, не считая специфически заточенных, ориентировались на музыкальные предпочтения своих посетителей, а так же на то что сейчас популярно, поэтому перед выступающей командой ставилась очевидная задача играть всеми узнаваемый материал, лишь немного разбавляя его своими композициями. Новая "грязная" музыка, что ещё не называлась панк роком, в таких местах была на ко двору, менеджеры таких групп если и могли пристроить своих подопечных куда то играть, но ничем хорошим это не заканчивалось. Старина Хилли имел на этот счёт своё мнение, он понимал что эта музыка мало кому понравится, но в ней есть скрытый потенциал, и перспективы на будущее, и как мы видим Кристал не прогадал, а через CBGB своим победным маршем прошло много ныне известных по всему миру панк и хардкор групп.

Но это были 70-е, и они давно миновали, этот пример показателен тем, что если бы панки первой волны увязли в каверах вместо работы над своими хитами, то сегодня был бы совсем иной панк рок, если был бы вообще, ну и Америка не единственная страна где это появилось, Англия конечно уважаемая кузница кадров и по сей день, но таким ли был бы облик панк рока, каким он есть сейчас, если музыкальная экспансия шла только с островов Соединенного королевства.

Далее шли 80-е годы. Панк рок как музыкальное направление начал уверенно отвоевывать своё место под солнцем, доказывая свою значимость и с тем самодостаточность. Как же здесь обстояли дела с каверами. Новое поколение из этого десятилетия уже имело какую никакую музыкальную платформу состоящую из гаражного рока 60-х, прото-панка начала 70-х и собственно панка середины конца 70-х годов. Новые группы вдохновлялись бандами им предшествующими. Благодаря огромному культурному взрыву, в результате которого появились зачатки панк этики, принцип делать все самому(diy), больше не было нужды играть кавера на попсу в клубах, ради возможности выступить или быть услышанным. Теперь ты мог играть кавера на банды из предыдущего десятилетия, основываясь на личных предпочтениях или же в качестве дани уважения тем кто это начал. Нередко возникали случаи каверения групп из этой же эпохи, просто по тому что песни были необычайно крутыми или несли, вдохновляющий всех посыл.

В 90-е годы панк рок начинает занимать свой сегмент в музыкальной индустрии, многие diy конторы становятся вполне весомыми музыкальными лейблами, при этом сохраняя свою независимость. Некоторые группы добиваются коммерческого успеха, известности, ротации по радио и телевидению, не теряя, пока что, своей панк идентичности. Теперь молодые панки могут каверить не только команды из 70-80-х, но и своих "популярных современников", используя их известность в качестве катализатора роста собственного веса. Вполне логично, что если ты будешь играть песни, что льются из всех радиоприемников и стоят на прилавках музыкальных магазинов, то в конечном счёте и на тебя обратят внимание рано или поздно. Конечно такой алчностью обладали единицы, или же просто не задумывались что на эту тему можно посмотреть под таким углом.

В 2000-е чрезмерная коммерциализация и рост популярности в панк роке, привёл к тому что некоторые деятели стали самыми настоящими рок звёздами. Естественно что такое положение вещей устраивало далеко не всех представителей панк комюнити, так как изначальная панк идея подверглась сильному искажению. Но какое дело тем кто живёт во дворце, до крысиной возни в подвале. В этот же период происходит сильное напыление идейности на творчестве некоторых панк команд, а с тем и уход в "подполье" и противопоставление себя остальным продажным панкам. В обиходе обычных слушателей все чаще начинают фигурировать слова underground / sellout, true / poseurs, проще говоря панк/ не панк. На этом этапе каверить группы нужно было очень осторожно, так как по глупости или не знанию можно было кавернуть " не ту" команду, и подмочить себе репутацию. Так что перед тем как начать разбирать песню, стоило изучить всю подноготную группы, не дай боже если они издавались на мейджор лейбле, или принимали участие в каком либо "мутном "сборнике. Даже иной раз вас могли подвергнуть критике за кавера на классиков жанра, если какой нибудь знаток вдруг подгонял сомнительный факт о группе. Впрочем работало это как попало, так как кристально чистую репутацию культовых групп многие просто не хотели подвергать сомнению. Пара бурых пятен на белом ковре не мозолят глаза.

В 2010-е годы стираются рамки между панком идейным и не очень. Происходит большой рост интереса ко всему андеграундному, да сами подвальные деятели повзрослев поняли что хранить никому не нужную элитарность, уже нет смысла, а получать хоть какие то деньги за свою деятельность не так и плохо. Староверы не куда не девались и продолжают хранить заветы из 80-х, но их осталось крайне мало, и деятельность их под час совсем не понятна. Вопрос каверения, остаётся вообще без каких либо вопросов, кавери все что хочешь, как хочешь, всем просто по боку, ну или люди просто не знают группы из того или иного периода, так как с каждым десятилетием рост банд шел в геометрической прогрессии. Я и сам начал своё изучение пласта панк рока с 80-х в 2006 году, и лишь не так давно ознакомился с периодом 60-70-х. Могу предположить, что те кому панк стал интересен лишь недавно, могут иметь сведения из века 21, и не знать ничего о панке конца 20-го.

Но стоит перейти к панку современному, а точнее к его провинциальному сегменту. Панк рок в Сибири всегда был неоднозначен, недолговечен, вовсе не популярен, но досрочно ярок в своём культурном явлении. И как не сложно догадаться без каверов тут было никак не обойтись.

Теперь мы взглянем на практическое применение чужих песен в жизни локальной команды. Начать стоит с группы недавно стартовавшей, полной амбиций и задора, где музыканты только принялись осваивать свои инструменты и опыта игры в коллективе у них нет. Кавера на этом этапе важны для того что бы сыграться всем вместе как группа, что бы отдельно взятый музыкант понимал роль своего инструмента в общем музыкальном полотне и приобрёл хоть какой то опыт. Потому как на записи многие любимые треки могут звучать достаточно просто и с тем возникает ощущение что сделать кавер или сыграть один в один его достаточно легко. Но это как правило заблуждение. И если новички решают проигнорировать этап каверения, так и не разобравшись что к чему в этом маленьком оркестре, есть большая вероятность тащить за собой сквозь все время существования группы одни и те же проблемы. Но а когда настанет фаза сочинения собственных песен, где как правило один из музыкантов приносит материал, в голове имея органично звучащую версию, остальные участники могут просто не въезжать что им делать. И конечный результат не будет устраивать всех. Иной раз стоит основательно разобраться как звучит наиболее понравившийся вам поджанр панк рока.

Перейдем далее к командам укомплектованным из музыкантов что уже успели понюхать пороху, прошли через несколько групп, начали концертировать, возможно съездили в тур. И здесь от пресловутых каверов никуда не денешься, например на многих diy гигах уже на саундчеке присутствует львиная часть публики, и некоторые группы обламывает исполнять на чеке собственные песни, дабы не сливать материал раньше своего сэта, ибо второй раз за вечер он может звучать уже не так выразительно,свежо, оригинально. Так на одном из иркутских панк концертов в начале 2010-х приезжая группа Pizza Killers, на чеке играла кусок песни именитых за рубежом Propagandhi.

Не смотря на то что вы уже опытный музыкант, а группа занимает уверенные позиции на локальной сцене вполне возможно что собственного материала у вас ещё не достаточно, что бы презентовать в живую полноценный сэт, и что бы ваше шоу не закончилось раньше отведенного времени многие команды также заполняют оставшийся отрезок каверами.
Иркутские поп панки Spare Exhalation в начале своей деятельности имели мало собственных песен и примерно половину их сэта составляли кавера на классику американского панк рока Misfits, Ramones, Rancid. Иркутские бритоголовые из ой!-панк формации Шаг Против на своих первых гигах, заканчивали живые сэты каверами на Mister X, 4 Skins, позднее добавился кавер на Agnostic Front. В принципе не всегда опытные группы используют кавера лишь для продления пребывания на сцене, эти песни так же отражают их личные музыкальные предпочтения, а так же указывают на вполне конкретный пласт музыки повлиявший на их звучание и культурное восприятие.