Мне довольно трудно бывает решить, какая же история выйдет на свет. Их так много и они так требовательно рвутся наружу, что я теряюсь.
Но сегодня будет история о моей бабушке по отцу.
Она была самой некрасивой из девочек в ее семье. Хотя это как раз спорно, потому что моя старшая сестра говорит, что я похожа на неё, а я редкостная красавица 😁
Но вернёмся к бабушке. Над ней довольно часто подшучивали и родные и гости, говоря, что с ее внешностью она вряд ли выйдет замуж и придётся ей остаться с родителями на всю жизнь. В какой-то момент это вконец достало мою бабулю и она потребовала показать ей самого красивого жениха на селе. Мол, за него замуж и пойду вам всем назло. Очень она всех развеселила своим заявлением, но вызов был все же принят.
В то время водопровода, естественно, не было. За водой ходили в определенное место, где чаще всего и собиралась молодежь. Где девушки незаметно присматривались к бравым парням, а те, в свою очередь, приглядывались к девушкам. Вот там то сестры и показали моей бабуле главного красавца села Майртуп. Он стоял в группе своих друзей и ещё не знал как через мгновение круто изменится его жизнь. Все же бабуля была решительной женщиной и с сильным характером.
Она подошла к этим парням и спокойно спросила красавца настолько ли он настоящий мужчина, чтобы жениться на ней. В наше время сказали бы, что взяла на слабо. 😁 Дед, а это был именно он, ответил, что готов сделать это, но только если она готова пойти за ним прямо сейчас. Бабуля отдала свой г1уммахъ одной из ошарашенных сестёр и ушла вслед за своим теперь уже мужем. (надеюсь что правильно написала название кувшина с которым ходили по-воду 🤦♀️). Вижу цель, не вижу препятствий, так сказать. 😁
Они вообще стоили друг друга. И дед и бабушка имели своеобразное чувство юмора и подшучивали друг над другом до конца жизни деда. Дед умер раньше моего рождения, а бабушка ещё долго железной рукой управляла своей большой семьей. У них было трое сыновей и две дочери. А уж внуков и правнуков и не сосчитать. Я помню ее уже скрюченной старушкой, которая очень радовалась моему приезду, обнимала меня крепко и сильно хлопала рукой по спине. У неё всегда были сладости для меня. Ей было трудно двигаться, но иногда, чтобы порадовать меня она пекла чепалгаш.
Когда мы приезжали, мы всегда ночевали в соседней с ней комнате. В комнате над кроватью висело ружьё, так и не выстрелившее на моей памяти, но мы, дети, очень старались и как только не издевались над ним.
А в бабушкиной комнате, над ее тахтой была полка сокровищ, как мне тогда виделось. Там на полочке лежал дедовский складной нож, на котором была, представляете, ложка и вилка. Ещё там висели чётки, на которых самая длинная разделительная бусина имела дырочку. Если в неё заглянуть, можно было увидеть надписи арабской вязью. Только сейчас я понимаю, насколько тонкой работы были эти чётки, а тогда я всматривалась через малюсенькое увеличительное стекло и никак не могла понять, как же мне это все разобрать и дотянутся до бумажки внутри бусины.
Во дворе бабушкиного дома росло развесистое ореховое дерево. Летом под него ставили кровать с железной сеткой, на которой так удобно прыгать. Я не помню, чтобы бабушка лежала там, хотя сейчас понимаю, что кровать ставили для неё.
Удобства в селе были всегда на улице, и в бабушкином хозяйстве «будка размышлений» стояла подальше от дома, недалеко от кукурузных посадок. Был у бабушки такой огромный участок с кукурузным полем. Ох как хороша молодая кукуруза и как интересно снимать с неё массу одёжек 😊
Я любила бывать у бабушки, я чувствовала ее любовь ко мне и это перекрывала любые ее сильные похлопывания по спине 😊 Говорят, что меня посылали туда учить заново чеченский язык, но в итоге обогатился бабушкин русский. А моим произношением чеченских слов меня подкалывали в каждый мой последующий приезд.
Так светло на душе после мыслей о ней. И так грустно, что уже ушли вслед за нею все мои тети и дяди с папиной стороны. В моей памяти они все так же живы и все так же остры на язык. Дал геш дойл царна!