Оптимизация здравоохранения во многих регионах была проведена неудачно, признала вице-премьер правительства России Татьяна Голикова. Глава Минздрава Вероника Скворцова в свою очередь подтвердила, что инфраструктура поликлиник и больниц сильно устарела. «Контрольный в затылок» сделал первый вице-премьер Антон Силуанов. По его словам, медицинские учреждения находятся в ужасном состоянии. Он признал, что «тема не решалась годами». Жители Урала свидетельствуют: здравоохранительная оптимизация в регионе обернулась самой настоящей катастрофой. И выхода из неё, похоже, не предвидится. Они даже очереди в поликлиниках победить не в состоянии.
Реформа здравоохранения началась в 2010 году, когда был принят закон об обязательном медицинском страховании. Она заключалась в максимальной оптимизации расходов за счет закрытия неэффективных больниц и расширения использования высокотехнологичных медицинских учреждений.
В результате оптимизации, как подсчитали эксперты Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) на основании официальных данных Росстата, в период с 2000 по 2015 год количество больниц в России уменьшилось в два раза — с 10,7 тыс. до 5,4 тыс. При этом количество поликлиник за тот же период снизилось на 12,7% — до 18,6 тыс. учреждений.
Специалисты тогда прогнозировали, что в случае сохранения таких темпов закрытия больниц (примерно 353 каждый год) уже к 2021–2022 годам количество медучреждений в стране достигнет трех тысяч.
140 рублей в час
Уральская медицина переживает настоящую катастрофу, признают опрошенные специалисты. Так, к концу 2018 года в Свердловской области сильно не хватало врачей, были значительно изношены «скорые» и оборудование, кроме того, простаивала дорогостоящая аппаратура, выяснил в ходе проведенной проверки федеральный Росздравнадзор.
Масла в огонь подлила резонансная история, когда сразу шесть хирургов Демидовской больницы и ЦГБ № 1 в Нижнем Тагиле решили уволиться. Врачи были недовольны высокой нагрузкой и низкими зарплатами. Кадровый голод ощущается и в других городах Урала.
Эксперты ЦЭПР в своем исследовании указывали и на оплату труда медицинского персонала. Выяснилось, что за час работы врач с учётом всех переработок в среднем получает 140 рублей, а медработники среднего и младшего звена — 82 и 72 рубля соответственно. В докладе отмечалось, что «оплата труда врача в час сравнима, например, с часовой ставкой рядового сотрудника сети фастфуда «Макдоналдс» (около 138 рублей). «Администратор кафе данной сети получает уже порядка 160 рублей в час, то есть больше квалифицированного врача с высшим образованием», — замечали в ЦЭПРе. Согласно результатам опроса фонда «Здоровье», проведенного среди 7,5 тыс. врачей из 84 регионов России в феврале 2017 года, около половины медиков зарабатывают на одну ставку менее 20 тысяч рублей. При этом тарифы ОМС не покрывают реальных затрат на оказание медицинской помощи. Для примера: базовый анализ крови стоит около 300 рублей, в то время как по ОМС поликлиники получают за него в среднем 70–100 рублей. По этой причине растет объем платных услуг: например, с 2005 по 2014 год он увеличился с 109,8 млрд до 474,4 млрд рублей.
В Свердловской области чиновники не устают решать острые проблемы истёртыми лозунгами. Губернатор Евгений Куйвашев напомнил, что развитие здравоохранения – приоритетное направление программы «Пятилетка развития».
«В Свердловской области проделана серьезная работа в этом направлении. Многие прорывные проекты в медицине нашли практическое применение, стали доступными для людей и подтвердили свою высокую эффективность и востребованность. Мы добились существенных успехов в реализации программ народосбережения. Серьезно продвинулись в вопросах профилактики и ранней диагностики заболеваний. Мы продолжаем расширять сеть медицинских учреждений и оснащать их самым современным оборудованием», — радостно чепушит глава Среднего Урала, не отвечая на вопрос, как же опять начать лечить людей.
К 2035 году (когда, не исключено, нас уже поработят инопланетяне) чиновники обещают изменить кардинально систему здравоохранения: избавиться от дефицита кадров, снизить младенческую смертность, смертность от рака и болезней системы кровообращения, отправить все население региона на профилактические медосмотры. В общей сложности в финансовый план стратегии развития здравоохранения Свердловской области заложено 49,86 млрд рублей.
Которые скорее всего опять кто-нибудь украдёт.
Доктора вызвать?
Судя по всему, отечественное здравоохранение без преувеличения трещит по швам. В ситуацию всё время вынужден вмешаться лично глава государства Владимир Путин. Но всё что он может — соглашаться с нелицеприятными оценками политики в сфере здравоохранения, которую реализует власть, главой которой он является.
В Калининградской области президент провел заседание Госсовета, где обсуждали доступность и качество медицинской помощи.
«Рядовой гражданин – 80-85 процентов, слава Богу, – не ходит лечиться от рака, а ходит в свою районную поликлинику или в межрайонное какое-то учреждение, и там, в ежедневном режиме должен получать качественную помощь. Если это будет так, тогда и в высокотехнологичные центры будут обращаться пореже, потому что запускать люди ничего не будут», – сказал Путин.
Согласно результатам опроса ВЦИОМ, большинство россиян недовольны состоянием российской системы здравоохранения: 52% оценили её отрицательно и только 9% положительно. Ещё 37% дали системе здравоохранения оценку «удовлетворительно».
Основными проблемами здравоохранения граждане считают недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей (37%), а также их нехватку (37%), недоступность медицинской помощи для населения: дорогие лекарства, услуги (35%), недостаточную оснащенность медицинских учреждений современным оборудованием (31%).
При этом наиболее действенными мерами по повышению качества медицинских услуг россияне считают штрафы медиков и меры по усилению степени личной ответственности руководящего состава: 48% уверены, что проблему может решить финансирование медучреждений в зависимости от качества предоставляемых услуг, 35% — увольнение руководителей медучреждений, оказывающих некачественные услуги, ещё 25% — контроль со стороны независимых от медицинских учреждений организаций, защищающих права пациентов.
Может быть теперь чиновники, которые по привычке рассказывают об ошеломительных, но, увы, невидимых успехах, поверят Путину? В ином случае придется вызывать доктора – тем, кто продолжает делать вид, что проблемы здравоохранения их не волнуют.
Из хирургов – в сборщики мебели
Представители уральского здравоохранения соглашаются, что отрасль – в затяжном кризисе. Один из уволившихся недавно докторов рассказал, что врачи массово уходят из профессии.
«Причины разные. Ключевая – отсутствие денег при постоянно растущей нагрузке. Плюс, конечно, растёт ответственность, врачей прессуют, зачастую они становятся жертвами самой настоящей травли. Да и условия, в которых приходится работать, являются унизительными. Мои коллеги плюнули и ушли из стационара – теперь занимаются сборкой мебели. Как оказалось, это гораздо прибыльнее, да и нервы спокойнее», — пояснил собеседник.
Ситуация такова, что болеть сегодня на Урале – во всех смыслах себе дороже. Так, врач-онколог Даниил Щепеляев рассказал, что на периферии медицины как таковой не остаётся: специалисты оттуда массово сбегают, поликлиники и больницы закрываются. Всё дело в том, что в местном бюджете подчас просто нет денег на их содержание. В итоге все приходит к тому, что люди во многих случаях не могут рассчитывать даже на примитивную медицинскую помощь. Что уж тогда говорить, когда речь идет о серьезных проблемах – например, об онкологических заболеваниях.
«До специализированных онкоцентров добираются единицы, исключение из правил. А если и приезжают, то в основном уже в запущенном состоянии, на последних стадиях, когда помочь уже не представляется возможным», — пояснил доктор. В таких случаях, говорит он, больных в основном направляют к онкологу по месту жительства на симптоматическую терапию.
Предлагая там и умирать.
Потому что чаще всего онкологов по месту жительства просто нет. В итоге лучшее, на что может рассчитывать тяжелобольной пациент – это получение обезболивающих препаратов. Да и то – если повезет.
Ситуация в медицине иллюстрирует старый российский диагноз: «Строили-строили и наконец разрушили». Причём сейчас и крайнего-то не найти. Те лоббисты, которые заставили государство уйти в систему медицинского страховая и платные услуги, давно обогатились и уехали лечить свои дряхлые почки в Израиль.
А с чиновников — что возьмешь. В том числе, с Голиковой. Которая была полноценным участником реформы медицины, а теперь мужестве признаёт провал. Ни в какую отставку или пенсию не уходя, потому что вот она такая — одна из лучших государ тленных деятелей, в авторитете.
Как и некто Зурабов, который сначала реформировал российскую медицину, а потом просрал Украину, будучи там послом, и ничего — хорошо живёт.
Он же не виноват, всё же получилось само собой.
Круговая порука хуже всего лечится.