Найти в Дзене
Escapist

Сталинизм – культ искусственной личности

Даже в наше время находятся люди, которые непостижимым образом тоскуют по Сталину и мечтают о возвращении в политику кого-то, похожего на него. «Отца народов» считают гениальным менеджером, сильной личностью и человеком, поднявшим свое государство до уровня сверхдержавы. Но не много ли в этом мифов? Верховное божество из пантеона коммунистов все же когда-то было обычным человеком – и нужно понять, сколько правды осталось в его нынешнем образе. Разберемся в том, почему сталинизм давно уже стал культом вокруг искусственного образа.

Прежде всего – миф о «гениальном менеджере». Сталина почитают за эффективного кадровика (знаменитая фраза «кадры решают все»), который назначил на все посты нужных людей и тем самым создал механизм превращения СССР в легендарную страну. Но вот вопрос – а мог ли «эффективный менеджер» довести ситуацию с внутренним кризисом во власти до чисток 37 года? Мог ли достойный кадровик допустить гибель маршала Тухачевского? Мог ли он упустить из виду подготовку Гитлера к войне и оказаться неготовым к дате ее начала? Мог ли, наконец, допустить расстрелы и посадки лучших военачальников страны, которые победили бы Германию куда меньшей кровью?

Вопросов больше, чем ответов. Но говорят эти вопросы лишь об одном – Сталин не был хорошим кадровиком. Вряд ли бы в таком случае он допустил пытки и посадку ученого Королева, который занимался своими уникальными проектами в лагерных, по сути, «шарашках». И это – лишь добавление к тому, что было сказано выше. Нет, это явно неэффективное руководство кадрами. Адепты сталинизма могут возразить – что, мол, Сталин поступал со всеми «по совести», так, как каждый этого заслуживал. Миф о справедливости Сталина – еще одна раздутая черта искусственного культа личности. Разберем и ее.

Логично, что справедливостью происходившее в 37 году назвать никак нельзя. По сути, это было обыкновенное людоедство – противоборство силовых блоков внутри власти с массовыми посадками всех, кто оказывался хоть немного втянут в глобальные политические разборки. Раздувались преступления, изобретались досье – на каждого в любой момент мог найтись свой компромат. Было ли затронувшее многих лагерное безумие справедливым? Вряд ли – даже если большинство посаженных были виновны, нельзя сказать, что маховик репрессий прошелся только лишь по ним. Многие были реабилитированы – некоторые, увы, посмертно. Сталин не был справедлив, и, хоть он не принимал личного участия в судьбе каждого осужденного – как минимум можно сказать, что система, которую он должен был контролировать, работала либо с его молчаливой санкции, либо он просто не мог ее обуздать.

Это подводит нас к третьей, и, возможно, самой главной черте культа Сталина. Считается, что именно благодаря ему страна стала сверхдержавой, именно он привел ее к такому потенциалу. Сталинисты скромно умалчивают при этом, что все великие достижения сталинизма – это достижения периода индустриализации вкупе с достижениями народа. Эпоха подвела людей к необходимости работать с новыми техническими достижениями. И сам народ осуществил эти подвиги – сгорая на пятилетках, выживая в лагерях за неправедные (в отношении некоторых) обвинения, воюя в войне, которая могла бы унести куда меньше жизней. Сталин мог многое сделать на своем месте – но он был лишь одним из того трудового народа, в котором каждый принес свою человеческую жертву.

И сегодняшние сталинисты – есть самые страшные хулители и гонители трудового народа. Приписывая все их подвиги своему искусственному божеству, они совершают страшное кощунство. Желая прихода своего божества в мир, они забывают о том, что годы правления Сталина-человека не всегда были отмечены справедливостью. Они забывают – божество всегда берет свои жертвы.

Даже если оно слеплено из обыкновенного, пусть и в какой-то мере волевого, человека.