Главный герой повести «Иван и Ванновка» хвастливый, ершистый и изворотливый Сухаренок (Сухаренко Иван) остается сиротой и попадает в детдом. Что ждет его? Голод и холод, тумаки и оплеухи от старших воспитанников, полная зависимость от воспитателей. В таких условиях, тяжелых даже для взрослых, Иван не ожесточился, сохранил чувство товарищества и взаимовыручки, умение любить и сопереживать.
Сухаренок проявляет настоящее великодушие и мужество, спасая собаку Зухру. А когда узнает, кто бросил раненное животное в выгребную яму, приходит в ярость. Расправиться с обидчиком – отныне дело его чести. «Ты настоящий боец», - говорит ему трусливый и осторожный Николай Проценко, и это не пустые слова. Именно за храбрость, независимость, справедливость полюбила Сухаренка «длинноногая и тощая» Тамара Дедовик, но ее любовь безответна. Сухаренку нравится другая девочка. В детском доме кипят поистине шекспировские страсти, которые, в конце концов, разрешаются весьма печально – «преступник» попадает в исправительную колонию…
Пошагаев не ставил перед собой задачу разоблачить и обличить условия содержания детей-сирот в обыкновенном приюте, каких было сотни в нашей стране после войны. Он просто рассказал читателям правду о том, что знал сам: не понаслышке, ничего не преувеличивая и не приуменьшая.
Читая повесть, удивляешься, какой большой может быть душа в хрупком теле ребенка. Задумаешься о безрадостной участи сироты.
Повесть «Иван и Ванновка» помогает подросткам понять, где добро, а где зло, осознать необходимость сострадания, сопереживания, обрести веру в себя. Учит ценить настоящую дружбу, настоящую любовь.
Картунова Оксана Владимировна,
МБУК «Тимашевская межпоселенческая
центральная библиотека»
Повесть «Иван и Ванновка» Г. Пошагаев. Фрагмент
…Как-то вспомнил он, что близится день рождения Лиды, и занервничал, стал размышлять, что и как... И вмиг загорелся желанием удивить певунью памятным подарком, хотелось порадовать чем-то необычным. С ходу и не придумаешь, но сразу осознал, что для именинницы никаких денег не пожалел бы. Он замечтался, представил, как покупает духи...
После ужина, поев свекольного винегрета и напившись чая, настоянного на шиповнике, он выбрался во двор, где ребятня резвилась, затевая игру, и заметил приунывшего Проценко:
- Чем расстроен, Мыкола? Кто обидел?
- Да, понимаешь... Ирка выкаблучивается, воображает...
- A-а, то-то... А вот если б ты подарил ей бусы или красивый гребешок, сразу бы стала шелковая...
- Смеешься... Где ж нам, бедным сиротам, денег найти?! Они ж не валяются, Вань...
Задумался Сухаренок: и правда, где ж раздобыть деньжат?
***
Благодаря хлопотам директора-фронтовика Сухаренко и Проценко вырвались из ада, где подвергались унижениям от своих же сокамерников. Самое страшное там вовсе не высоченные заборы с колючей проволокой, не ослепляющие прожектора, сигнализация и лай овчарок на запретной зоне, не жутко клацающие замки, засовы на тяжелых дверях и воротах, не холодная, затхлая тишина изоляторов и помещений и даже не грубость охраны, а сами сокамерники. Николай Проценко со своим стремлением к справедливости, подверженный излишней слезливости и сочувствия к страдающим, был причислен к низшей касте. Считалось зазорным и предосудительным разговаривать с такими на равных, кому- то из них сочувствовать в трудную минуту, что являлось по неписанному закону колонистов исправительной колонии не просто унизительным, но даже опасным, поскольку преступивший эти положения «закона» сам может быть отнесен к низшей касте со всеми вытекающими из этого печальными для него последствиями.
Но не выдержал дружок Иван Сухаренко, не побоялся восстать против сообщества колонистов и «авторитетов», вступился за своего детдомовского однокашника. Иван знал, что Николаю несдобровать, попросту не выжить здесь, и твердо решил не отдавать в обиду друга.
Били Сухаренко в ночные часы, били зверски, садистски.
кулаками, ботинками, прыгали на нем до хруста костей, пытали огнем. В конце концов сокамерники сочинили под-ложное «прощальное» письмо, якобы составленное самим Иваном, где он в смерти своей никого не винит, а затем повесили на обрывке электропровода. Два раза подвешивали, но обрывалась жертва: гнилой провод попался. И тогда «авторитеты», продлевая удовольствие, отложили убийство до следующего раза.
Попытался Иван опередить нелюдей, не дожидаясь, когда они соберутся вечером и будут издеваться, учтут свой промах, принесут проволоку прочную, решил сам уйти из жизни, да вдруг - кричат его фамилию охранники! И конвоир отвел Ивана к начальнику колонии.
________________________________________________________________________________________
БД "Молодежь и книга" в рамках библиотечного Интернет-форума "Молодой герой в литературе моей страны"
Краснодарская краевая юношеская библиотека им. И.Ф. Вараввы http://krkrub.kubannet.ru/rubrik/7170