Найти в Дзене

Выдающиеся советские авиаконструкторы(часть1)

АНТ-2.Первый советский цельнометаллический пассажирский самолёт(1924г.)
АНТ-2.Первый советский цельнометаллический пассажирский самолёт(1924г.)

Важно понять, что после Октябрьской революции Советская Россия остро нуждалась в создании собственной авиации. Небогатое наследство досталось стране от царского военно-воздушного флота. Уже с середины 1917 года поставка авиационной техники из -за границы в Россию почти полностью прекратилась. К октябрю самолётный парк насчитывал немногим более тысячи единиц. Большинство из них требовало ремонта. Сказалась большая убыль самолётов на фронтах Первой мировой войны, а также недолговечность конструкций самолётов того времени.

Из разработок русских учёных следует отметить следующие. В 1913 году под руководством Игоря Ивановича Сикорского был создан первый в мире многомоторный тяжёлый самолёт "Илья Муромец". В постройке этого самолёта принимал участие и конструктор Н.Н. Поликарпов. В течении войны фронт получил несколько десятков таких самолётов.

Перед началом Первой мировой войны Дмитрий Павлович Григорович сконструировал летающие лодки М-5, М-9, которые принесли большую пользу военно- морскому флоту России на Балтийском и Чёрном морях. За 1914-1917 годы было построено почти 200 гидросамолётов. За границей таких машин не было. В советское время Григорович совместно с Поликарповым конструировал истребители(1924 -1934г.)

Давно ушли из жизни те генеральные авиаконструкторы, чьи имена продолжают носить современные конструкторские бюро(КБ). Самолёты с эмблемами ТУ, ИЛ, ЯК. МиГ, СУ, АН бороздят просторы мирового воздушного океана. Чем прославились эти люди, каковы их родословные? Какими путями они пришли к осуществлению своей мечты? Попробуем получить ответы на эти вопросы.

Туполев Андрей Николаевич родился в провинциальной, средней интеллигентской семье. Только на старших курсах Московского высшего технического училища, в воздухоплавательном кружке знаменитого русского учёного, "отца русской авиации", профессора Н.Е.Жуковского, у Туполева проявились склонность к авиации и задатки конструктора. В 1918 году, то есть в возрасте 30 лет, он с отличием закончил МВТУ и совместно с Жуковским создал Центральный аэродинамический институт (ЦАГИ), с работами которого будут связаны многие успехи советской авиации. Первый самолёт смешанной конструкции АНТ-1 построен по проекту Туполева в 1923 году. Коротко о заслугах широко известного авиаконструктора. Академик АН СССР, генерал-полковник инженер, трижды Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской и пяти Государственных премий СССР. Под руководством Туполева создано свыше 100 типов военных и гражданских самолётов. На самолётах КБ Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелётов, в том числе беспосадочный - на самолёте АНТ -25 лётчиками В.П. Чкаловым и М.М. Громовым через Северный полюс в США. Летом 1937 года самолёт приземлился в Ванкувере через 63 часа полёта. Весь мир восторгался этим достижением.

В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны с успехом использовалось 8 различных типов бомбардировщиков, торпедоносцев и ракетных катеров разработанных в КБ Туполева. Из многочисленного числа послевоенных разработок необходимо отметить: первый пассажирский реактивный самолёт ТУ-104, а также сверхзвуковой бомбардировщик ТУ-22 и тубовинтовой стратегический бомбардировщик ТУ-95, модификации которых используются по сей день.

В следующей части планирую рассказать о творческом пути генерального авиаконструктора С.В. Ильюшина. Присоединяйтесь, пишите свои отзывы, замечания и предложения.