Блог RU-CENTER
Даже если у вас небольшая танцевальная студия с парой преподавателей и вы привыкли набирать клиентов в соцсетях и по "сарафанному радио", наличие сайта может заметно повлиять на эффективность привлечения аудитории. Это позитивно сказывается на репутации компании и повышает доверие к ней потенциальных клиентов и партнёров.
Мы собрали пошаговую инструкцию, что и в каком порядке и что нужно сделать, чтобы создать свой сайт.
Шаг 1. Определиться, что вам нужен сайт
Рассмотрим 5 типичных ситуаций, когда одними группами в соцсетях точно не обойтись.
Сайт — это основной канал продаж у ваших конкурентов
Ваши товары и услуги сложно продавать в онлайне: например, сантехнику, чугунные радиаторы и строительные материалы. В этом случае покупатели привыкли выбирать и заказывать подобные товары в офлайн-точках или на сайтах, а не в социальных сетях. А значит, имеет смысл создать для своей аудитории удобные условия для покупки.
У вас большой трафик и множество заказов
С расширением бизнеса становится всё сложнее обрабатывать и рассылать заказы вручную. Сайт позволит автоматизировать оформление заказа.
Вам недостаточно функциональности соцсетей
В отличие от соцсетей, сайт даст большую свободу действий: вы сможете добавить нужные разделы, продумать удобный поиск. В соцсетях вам придётся подчиняться готовым алгоритмам.
Вы планируете контент-маркетинг
Посты в соцсетях живут недолго: даже самый полезный и интересный пост быстро потеряется в ленте. Хорошие статьи на сайте будут приводить пользователей из поиска годами.
У вас сложный продукт, и о нём нужно рассказывать
Некоторые категории товаров и услуг нельзя продать без пояснительных материалов. Например, вы предлагаете новую услугу и вам нужно рассказать покупателю, что это такое и зачем нужно.
Но учтите, что наличие сайта — это не повод забыть про соцсети. Используйте их одновременно с сайтом для рекламы и общения с аудиторией.
Если вы поняли, что без сайта вам не обойтись, переходим к следующему шагу.
Шаг 2. Определить, какие задачи должен решать сайт
Сайт — это не самоцель, а способ. Например, чтобы рассказать о бренде и продать свой продукт. Поэтому начинать надо не с названия рубрик и дизайна, а с формулировки, зачем вообще вам нужен сайт. Например:
- повысить престижность своего продукта: отдельный сайт для пользователя выглядит солиднее, чем группа в соцсети;
- повысить узнаваемость бренда и лояльность аудитории;
- привлечь покупателей из других городов и стран;
- увеличить продажи;
- рассказать больше о своём продукте с помощью контент-маркетинга;
- уменьшить стоимость привлечения клиента;
- повысить качество обслуживания клиентов (форма обратной связи, часто задаваемые вопросы, консультации, дополнительные сервисы);
- показать товар — подробно и в действии;
- отслеживать результаты и анализировать эффективность бизнеса.
Дальше задайте себе вопрос: что нужно для решения этих задач? Так вы поймёте, какие функции и возможности должны быть на вашем сайте.
Например, вы хотите расширить географию продаж и отправлять товары в другие города. Чтобы привлечь покупателей, нужны страницы с информацией о вариантах доставки, сроках и оплате, возвратах, а также ваши контакты. Пригодится раздел с отзывами.
Определившись с целью, вы поймёте, зачем вообще вам нужен сайт. И с этой информацией сможете пойти к специалистам или собрать сайт самостоятельно. Следующий шаг — определиться, какой из этих вариантов подходит вам.
Шаг 3. Решить, как делать сайт: самостоятельно или силами специалистов
Заказать у специалистов
Плюсы
- Вам не придётся тратить время, чтобы самому разобраться в теме. Достаточно сформулировать, что именно вы хотите получить в финале.
- Выше вероятность, что сайт будет работать эффективно и приводить клиентов, потому что его сделает человек или команда с опытом.
- Специалисты протестируют сайт перед сдачей и исправят все ошибки в коде и контенте, если такие будут.
- Специалисты смогут предложить собственные услуги по продвижению сайта.
Минусы
- Потребуется время на поиск компании, постановку ТЗ и согласование работы.
- Это намного дороже, чем собирать сайт самому.
Собрать самостоятельно
Плюсы
- Недорого. Заплатить придётся только за хостинг и домен или конструктор сайтов.
- Новые знания пригодятся вам в дальнейшем, если вы привлечёте к работе специалистов — разработчиков, дизайнеров, seo-специалистов.
Минусы
- Потребуется много времени, чтобы изучить основы HTML, выбрать CMS, разобраться в административной панели и т. д.
- Возможно, вам не хватит знаний, чтобы воплотить все идеи.
- На сайте могут быть ошибки, которые повлияют на продвижение сайта и лояльность посетителей.
- Сайт сложно продвигать самостоятельно. Придётся глубоко погрузиться в нюансы SEO и контекстной рекламы.
Делайте сайт самостоятельно, если:
- есть желание учиться и осваивать все нюансы;
- у вас много времени на обучение, сайт нужен не срочно;
- вы хотите сэкономить.
Пропустите шаги 4 и 5, если решили собирать сайт самостоятельно.
Шаг 4. Выбрать специалиста: фрилансера или агентство
Свои плюсы и минусы есть у каждого варианта и нельзя однозначно сказать, какой из них лучше.
Агентство
Плюсы
- Вы можете заказать целый комплекс услуг: разработка сайта, покупка домена и хостинга, продвижение.
- В агентстве есть менеджер, который управляет проектом.
- Вы общаетесь с менеджером проекта, а не с каждым специалистом команды. Это экономит ваше время и помогает говорить с подрядчиками «на одном языке», без сложных терминов.
- Каждый специалист занимается своим делом, в котором хорошо разбирается: дизайнер отвечает за внешний вид сайта, автор пишет текст, разработчик настраивает сайт и т. д.
- Выше шансы, что работа будет сделана вовремя и качественно. Например, если один из специалистов заболеет, агентство заменит его другим.
- Агентство несёт ответственность за проект в целом и проверяет готовый сайт на ошибки и недоработки.
Минусы
- Работать с агентством дороже, чем с частными специалистами.
Фрилансеры
Плюсы
- Услуги частных разработчиков, дизайнеров и копирайтеров стоят дешевле, чем услуги агентства.
- Можно дополнительно сэкономить, если работать неофициально.
- Вы будете общаться со всеми исполнителями напрямую и сможете контролировать работу на любом этапе. Это плюс, если вы хоть немного разбираетесь в построении сайтов и располагаете достаточным количеством времени.
Минусы
- Вам придётся быть менеджером проекта и контролировать процесс на каждом этапе.
- Фрилансеры часто берут на себя несколько направлений, что негативно сказывается на результате.
Итак, если вам нужен простой сайт и вы можете грамотно составить техническое задание — можно обратиться к фрилансерам. При этом будет плюсом, если вы хоть немного разбираетесь в сайтостроении и сможете сами проконтролировать их работу.
Если вам нужен технически сложный сайт или портал, требуются советы специалистов и помощь в продвижении — доверьтесь агентству.
Шаг 5. Найти подрядчика
Где искать специалистов:
- Спросите у знакомых и коллег, чьи сайты вам нравятся.
- Изучите сайты конкурентов и проектов, которые похожи на ваши. Разработчики обычно отмечены в «подвале» сайта.
- Изучите отзывы, комментарии, награды и отраслевые рейтинги.
- Посмотрите портфолио или кейсы на сайте. Обращайте внимание на опыт подрядчика в работе над проектами, похожими на ваш.
Как выбрать из нескольких потенциальных подрядчиков
Оставьте заявки и проверьте агентство или фрилансеров. Список критериев для оценки:
- Понимает ли потенциальный подрядчик специфику вашего бизнеса? Если ли у него опыт в вашей сфере?
- Насколько вежливо и понятно с вами разговаривали? Как правило, умение просто и доступно сформулировать специфические вещи и избегать сложных терминов говорит о профессионализме сотрудника.
- Назвали ли вам примерную стоимость и сроки исполнения проекта? Опытный специалист не назовёт точную цену, но сможет указать примерную ценовую вилку уже на первом созвоне.
- Готов ли ваш потенциальный подрядчик встретиться лично? Выясните заранее, где и как вы будете общаться. Если подрядчик не может корректно ответить на эти вопросы, это повод поискать другой вариант.
Шаг 6. Выбрать и зарегистрировать домен
Как сайт назовёшь, так он и заработает. Поэтому, выбирая доменное имя, старайтесь, чтобы оно было не просто звучным и красивым, но и отражало суть вашего бизнеса. Определиться с выбором поможет статья о том, как выбрать имя для домена.
Проверить, не занято ли выбранное вами имя, и подобрать подходящий вариант поможет специальный сервис. Там же вы сможете сразу его зарегистрировать.
Шаг 7. Выбрать движок: самописный, CMS или конструктор
Движок — это система управления контентом. Она помогает управлять сайтом: публиковать статьи, добавлять карточки товаров, хранить данные о покупателях.
Самописный движок
Используется в случае, если вы планируете нестандартный сайт или работу с огромным трафиком — сотнями тысяч пользователей онлайн.
Минусы: Потребуется большой бюджет и команда разработчиков.
Важно! Порой студии или фрилансеры предлагают этот вариант, чтобы завязать на себе клиента. Вы останетесь с ними, чтобы они поддерживали работу сайта.
CMS
Собрать сайт на CMS проще, быстрее и дешевле, чем создавать собственный движок. При этом у него масса возможностей — гораздо больше, чем у конструктора.
Минусы: Придётся нанять специалиста по этой CMS или разобраться самому, как работать с кодом.
Конструктор
Вариант для тех, кто хочет сэкономить деньги или время и согласен на шаблонный дизайн. В конструкторе вы собираете сайт из готовых модулей, меняя их положение, цвет и шрифт. При этом вам вообще не нужен опыт в программировании.
Минусы: Зачастую вы получаете сайт с шаблонным дизайном. Добавлять и настраивать можно лишь те модули, что включены в конструктор.
Статья о том, что выбрать, — CMS или конструктор, поможет вам определиться.
Если вы решили собрать сайт в конструкторе, переходите сразу к шагу 9, так как вы по умолчанию будете пользоваться хостингом конструктора. Если это будет самописный движок или CMS — вас ждёт шаг 8.
Шаг 8. Выбрать хостинг
Хостинг — это место на сервере, где будут храниться все файлы, необходимые для работы вашего сайта. Сервер работает постоянно, чтобы сайт в любой момент был доступен посетителям.
В разделе «Какой хостинг выбрать?» мы подробно рассказываем, какие бывают хостинги и как выбрать тариф. Чтобы убедиться, что хостинг вам подходит, попробуйте бесплатную тестовую версию.
Если вы уже выбрали CMS для сайта, используйте специальный хостинг, адаптированный именно под неё. С ним ваш сайт будет работать быстрее и без перебоев.
Шаг 9. Купить SSL-сертификат
SSL-сертификат — это технология шифрования данных. Он позволяет посетителям вашего сайта безопасно регистрироваться на ресурсе, делать покупки и не беспокоиться, что их личные данные попадут к третьим лицам. Также наличие SSL-сертификата положительно влияет на ранжирование сайта в поисковой выдаче.
Сейчас наличие SSL-сертификатов стало нормой для всех сайтов.
Сертификаты различаются по количеству защищаемых доменов, цене и уровню доверия: одни подтверждают только право владения доменом, другие — ещё и существование организации, третьи — в придачу правомерность её деятельности. Подробнее о том, какими бывают сертификаты и как выбрать подходящий, читайте в разделе «Как выбрать SSL-сертификат».
Шаг 10. Заняться продвижением сайта
Чтобы сайт занимал хорошую позицию в поиске, приводил новых посетителей и потенциальных покупателей, нужно настроить SEO (Search Engine Optimization или поисковая оптимизация). SEO — это оптимизация сайта, которая помогает вывести его на первые места в поиске.
Если вы плохо разбираетесь в теме и у вас нет SEO-специалиста, воспользуйтесь сервисом автоматизированного продвижением в поиске Яндекс и Google. Система проанализирует ваш сайт, подскажет, как улучшить его видимость в поиске, и подберёт ключевые слова и страницы для продвижения.
На этом путь не закончится. Собственный сайт — это постоянная работа по улучшению и оптимизации. Но об этом мы поговорим в следующих статьях.
Подписывайтесь на наш блог на сайте nic.ru