У нас, оказывается, появились свои разработки
Сегодня у нас в гостях Михаил Касаткин, начальнику отдела главного конструктора направления водородной энергетики ЦНИИ СЭТ, филиала Крыловского ГНЦ. Обсуждаем с ним перспективы применения водородного топлива на судах. И знакомимся с некоторыми отечественными разработками.
Не секрет, что сейчас существует очень мощный запрос на "зеленое" топливо. В таких странах, как Нидерланды или Германия, вовсю строят суда-прототипы. Это позволит судовладельцам избежать в будущем давления все более ужесточающихся экологических норм, а заодно еще и сэкономить - так по крайней мере, показывают подсчеты.
- Водородная энергетика экономична. При заправке трамвая от водородной заправочной станции, в которой водород производится из природного газа стоимостью шесть рублей за кубометр, стоимость одного кВт*ч электроэнергии в энергоустановке выходит порядка 1,5 рубля, в то время как себестоимость кВт*ч от контактной сети у "Горэлектротранса" составляет 6,95 рублей. Понимаете, какая выгода? - рассказывает Михаил Касаткин.
В судостроении, по его словам, такая же ситуация. При использовании водородной энергоустановки на топливных элементах мощностью 4 МВт при месячном плавании судно сэкономит 200 тонн горючего.
Такой энергоустановки, правда, еще не существует. Но ЦНИИ СЭТ разработал водородно-кислородные батареи БТЭ-50К и водородно-воздушные батареи БТЭ-50В мощностью 50 кВт. Это и есть основа для будущих судовых энергоустановок.
- У нас уже прорабатывались проекты по использованию водорода на портовом буксире мощностью около 400 кВт и прогулочном судне для городских рек и каналов. Сейчас мы хотим предложить Минпромторгу сделать автономный функциональный модуль, который можно устанавливать на любом транспортном средстве - и на судне, и на трамвае, и на автобусе. То есть такая универсальная единица для формирования энергоустановок кратной мощности, - поясняет Михаил Касаткин.
Более того, ЦНИИ СЭТ создал опытный образец судовой энергетической установки на твердополимерных топливных элементах мощностью 60 кВт с утилизацией тепла в процессе конверсии дизельного топлива на борту.
К этому образцу проявил интерес "Газпром" - в год они готовы закупать до 50 единиц таких установок. Однако разработке требуется модернизация, а значит - финансовые вложения. Пока вопрос, как обычно, упирается в средства.
Тем, кто заинтересовался темой, рекомендуем познакомиться с самим интервью "Суда на водороде - уже реальность"