Неожиданное изобретение
Согласитесь, что многие открытия и изобретения возникают совершенно случайно и вопреки всему. Так, в скучном Московском Вычислительном центре рядовой программист Алексей Пажитнов был озадачен разработкой программы для тестирования возможностей нового компьютера «Электроника-60».
Детское увлечение головоломкой «Пентамино», натолкнуло специалиста на мысль разработать незатейливую программу. 6 июня 1984 года – знаковая дата разработки игры, завоевавшей миллионы сердец. Для упрощения своей программы Алексей решил использовать четырехблочные фигурки (в исходной головоломке их пять), что позволило ему сократить ряд фигурок до 7.
Название игры Тетрис сложилось из слова тетра (четыре) и любимого вида спорта Пажитного тенниса. Опробовав написанную программу в действии, Алексей с удивлением отметил, что игра его просто засосала.
Советская изоляция
Игры на компьютере в СССР было что-то из области фантастики, но задумка была так хороша, что сама пробивала себе дорогу. Для начала она разошлась по Вычислительному центру, затем по друзьям и знакомым, имевшим «Электронику-60». По просьбам желающих Пажитнов решает адаптировать игру к IBM PC – наиболее распространенному в то время компьютеру. Заняться адаптацией он предлагает Вадиму Герасимову – 16 летнему подростку, который подрабатывает в центре в свободное от учебы время.
После адаптации игру уже было не остановить. Каким-то чудом она пробралась границу и в 1986 году с Алексеем связался Роберт Стейн, который занимался продажей программных продуктов. Роберт предложил изобретателю огромные деньги за возможность продажи игры в странах запада.
Советский Союз отнесся не совсем доброжелательно к таким предложениям, но механизм уже был запущен. В 1988 году Тетрис, доработанный западными специалистами, отправился покорять просторы мира. Надо отдать должное иностранцам, они сохранили в игре русский колорит, заставки Москвы, различные исторические деятели мелькали на заставках.
В скором времени западные компании начали рьяно предъявлять свои права на игрушку, и Хенк Роджерс, который планировал распространить тетрис на игровых консолях, решил обратиться в советскую Электроноргтехнику. С помощью переводчика, Хенку удалось сделать немыслимое – он вместе с Пажитновым убедили руководство разрешить выпуск тетриса на консоли Game Boy. В результате, тетрисы на консоли распродали рекордное количество – больше 35 миллионов.
Заработок Пажитнова
Как всегда, в СССР, несмотря на оглушительный успех по всему миру, Алексей на этом не заработал ни гроша, более того он передал права на игру Московскому Вычислительному центру сроком на 10 лет.
И только спустя эти годы, после падения «железного занавеса» и выезда за границу на ПМЖ, Алексей начал получать свой процент как автор тетриса. Все это не было бы возможно, без партнера и хорошего друга Алексея Хенка Роджерса. Вдвоем они в 1996 году зарегистрировали цвета и геометрические фигуры, а также слово Tetris, как торговую марку.
Можно сказать, что это игра на века. В нее до сих пор играют, она актуальна и интересна. Последняя ее версия вышла в свет в 2019 году в знак 35 летнего юбилея игры.