Зинаида Серебрякова - хрупкая, но сильная, простая, но в то же время загадочная - как и её полотна. Есть в них что-то подкупающее, искренность и свежесть, мимо которых просто нельзя пройти. Это одна из первый русских художниц-женщин, вошедших в историю живописи...
Зинаида родилась в 1884 году. Она была внучкой Николая Бенуа - главного архитектора Петергофа. Отец её был известным скульптором, а мать в молодости занималась графикой, не удивительно, что девочка с малых лет подружилась с карандашами и кисточками.
В 21 год Зинаида вышла замуж за студента инженерного факультета Бориса Серебрякова, который кстати приходился ей двоюродным братом, но тогда это была не редкость. В семейном поместье Нескучное под Харьковом семья занималась сельским хозяйством наравне с крестьянами, им нравилось сажать деревья, собирать урожай, облагораживать поместье. Это могла бы быть счастливая семья, но случилась революция, а затем болезнь, но об этом чуть позже. Давайте взглянем на счастливую работу дореволюционного периода жизни Серебряковой. В 1909 году молодая художница, но уже дважды мама написала свой самый узнаваемый портрет "За туалетом"
Бегло написанный автопортрет очень маленький, всего 75*65 см. На картине мы видим обычное утро женщины, все очень просто, но при этом - уникально. Александр Бенуа, приходившейся Зинаиде дядей, рекомендовал показать работу на выставке "Мир искусства". Критики и публика были в восторге, а совет Третьяковки принял решение приобрести работу в коллекцию. Там она до сих пор и хранится.
От каждого портрета Серебряковой веяло особым шармом и непосредственностью. Посмотрите на этого мужчину...
Невыносимо чистый взгляд. На работе мы видим мужа Зинаиды, Бориса Серебрякова. Портрет был написан примерно в 1905 году, вскоре после свадьбы. На поздних портретах Борис уже был более суров и задумчив, сказывались времена. Однажды, во время революции, они с женой расстались на 2 месяца. Серебряков был отправлен в Москву, как специалист по строительству дорог, а Зинаида осталась с детьми в Харькове. Когда связь между супругами прервалась, Серебрякова не выдержала, оставила детей на бабушку и поехала искать мужа. В Харьков они вернулись вместе. Затем Борис снова решил поехать в Москву, очень уж переживал за работу, но на пол пути решил развернуться, волнения за семью оказались сильнее. В этой дороге он заразился тифом и в 1919 году скончался. На картинах жены он навсегда остался красивым, молодым и благородным, в её воспоминаниях - тоже. В письмах к друзьям Зинаида Серебрякова писала, что старается не думать, какой она была счастливый до всего этого, но самое страшное было впереди...
После смерти мужа Зинаида остается одна с четырьмя детьми и больной матерью, в это время она создаёт свою, пожалуй, самую печальную работу "Карточный домик"
Всю свою боль Серебрякова изливает на бумагу. В такой сложный период для семьи, происходит страшное. Имение Нескучное под Харьковым, где проживали Серебряковы, привлекает внимание революционеров. Продовольственные запасы разграблены, хозяевам угрожают поджогом, красок у художницы нет, рисовать приходится углем и карандашами. Заранее прослышавшие про поджог крестьяне, помогли хозяевам выехать и снабдили их необходимыми запасами. Семья перебралась в Петроград. В течении пяти лет Серебряковы живут на мизерные средства, работы нет. И вдруг Зинаида получает заказ на создание панно в Париже. В надежде заработать денег для семьи, художница отправляется во французскую столицу. Вернуться на родину ей больше не разрешили. Художницу очень недолюбливали в СССР, вместо вождей и передовиков производства она хотела рисовать мир обнаженных женщин. Через некоторое время двух детей удалось отослать во Францию к матери, а с двумя другими она разлучилась на целых 36 лет.
Кстати дети Зинаиды и Бориса так же не были обделены талантом. Способность к рисованию передалась им генетически, а вот творческая судьба у всех сложилась по-разному. Екатерина и Александр, уехавшие вслед за матерью в Париж, навсегда остались в её тени. Катя, у которой художественный талант обнаружился очень рано, взяла на себя все домашние хлопоты, а так же всюду сопровождала мать и даже пейзажи они порой писали сидя рядышком. Кстати Екатерина дожила до 101 года.
Александр начинал как художник-сценограф. Семья жила очень бедно и Александр, как и мать, хватался за любые подработки. Он расписывал абажуры, оформлял детские книги, почтовые открытки и визитки, делал рисунки для журнала мод и даже был дизайнером.
Татьяна и Евгений, которые остались в СССР тоже выбрали творческие специальности. Татьяна окончила Ленинградское хореографическое училище, протанцевав два сезона на сцене, она поняла что танцы не её и поступила в художественный институт. Московский художественный театр помнит Татьяну Серебрякову не только как выдающегося декоратора, но и как художника не боявшегося "черной работы". Именно она восстановила оформление многих спектаклей из "золотого фонда" МХТ. Сын Татьяны - Иван Николаев, автор убранства московских станций метро "Боровицкая" и "Отрадное" , так же ему принадлежат скандальные фрески на станции "Достоевская".
Что же касается Зинаиды, то в 1947 году она получила французское гражданство, на Родину художница больше никогда не вернулась. В 1960 году, после долгой разлуки, Татьяне Серебряковой было разрешено навестить мать в Париже, а в 1966 году в Москве, Ленинграде и Киеве даже были показаны работы Зинаиды. Она стала довольно популярной в СССР, жаль что слишком поздно.
Зинаида Серебрякова скончалась 19 сентября 1967 года в Париже в возрасте 82 лет.
Вот такая семья Серебряковых, такие талантливые дети и такая интересная, и печальная жизнь великой художницы.