Найти в Дзене
SovietCars

Договор между СССР и Ford. Переименования НАЗ, ЗИМ, ГАЗ.

Во многом благодаря усилиям Н. Осинского, который лично бывал на заводе Форд, в ноябре 1928 года был поднят вопрос автомобилизации в СССР. В качестве партнера выбрали американскую компанию Форд, которая производила до 1-1,5 млн автомобилей в год. К началу 1927 года в США насчитывалось 23 млн 431 тыс. автомобилей, что составляло 85% всего автопарка планеты! В Советском Союзе было только 12 тыс. машин и 40 место в мире. Кроме того, советский союз привлекло и то, что Форд производил на одной базе легковые и грузовые автомобили. Изначально Генри Форд пытался навязать свои условия – якобы он продает только готовые автомобили, но советские дипломаты намекнули, что ведут переговоры и с компанией GM.  Генри Форд не мог допустить, чтобы его обошли конкуренты и 31 мая 1929 года договор между советским правительством и компанией Форд был заключен. По договору Форд предоставляет лицензию на производство автомобилей марки Форд А и Форд АА, а также техническую помощь в организации процесса. Сумм
Оглавление

Во многом благодаря усилиям Н. Осинского, который лично бывал на заводе Форд, в ноябре 1928 года был поднят вопрос автомобилизации в СССР.

В качестве партнера выбрали американскую компанию Форд, которая производила до 1-1,5 млн автомобилей в год.

К началу 1927 года в США насчитывалось 23 млн 431 тыс. автомобилей, что составляло 85% всего автопарка планеты! В Советском Союзе было только 12 тыс. машин и 40 место в мире.

Кроме того, советский союз привлекло и то, что Форд производил на одной базе легковые и грузовые автомобили.

Изначально Генри Форд пытался навязать свои условия – якобы он продает только готовые автомобили, но советские дипломаты намекнули, что ведут переговоры и с компанией GM

Генри Форд не мог допустить, чтобы его обошли конкуренты и 31 мая 1929 года договор между советским правительством и компанией Форд был заключен.

После подписания договора. Дирборн, штат Мичиган, 31 мая 1929 года. Слева направо, Валерий Иванович Межлаук, зам. председателя ВСНХ; Генри Форд; Сол Г. Брон, президент Амторга.
После подписания договора. Дирборн, штат Мичиган, 31 мая 1929 года. Слева направо, Валерий Иванович Межлаук, зам. председателя ВСНХ; Генри Форд; Сол Г. Брон, президент Амторга.

По договору Форд предоставляет лицензию на производство автомобилей марки Форд А и Форд АА, а также техническую помощь в организации процесса.

Сумма сделки 72 млн. золотых рублей. (30 000 000 долларов США).

Кстати, в 1958 году поднимется вопрос о том, были ли эти деньги действительно выплачены, об этом готовится статья.

Форд сказал:

«Независимо от того, где процветает промышленность, будь то в Индии, Китае или России, больше прибыли будет для всех, включая нас. Весь мир должен извлечь из этого пользу»

Строительство завода

2 мая 1930 года был заложен первый камень будущего Нижегородского автомобильного завода имени В. М. Молотова (НАЗ).

К строительству были привлечены местные жители, жители с окраин Нижнего Новгорода, крестьяне из голодающих деревень приезжали со всей страны. Во время строительства даже были организованны специальные классы, в которых людей обучали грамоте.

В стройке принимали участие и американские рабочие, для которых даже построили целый американский поселок.

Ударными темпами автозавод был построен всего за 18 месяцев.

Первый выпущенный автомобиль

Первый выпущенный автомобиль – НАЗ-АА сошел с конвейера нового предприятие 1 января 1932 года, а в декабре того же года было налажено производство ГАЗ-А в кузове фаэтон.

НАЗ-АА Первый советский Форд.
НАЗ-АА Первый советский Форд.

С 1932 по 1938 гг. Горьковский автомобильный стал ведущим заводом страны, освоил и выпустил 17 моделей и модификаций автомобилей, производил 68,3 % всех выпускаемых в стране автомашин.

-3

Переименование – НАЗ, ЗИМ, ГАЗ

Нижний Новгород с 7 октября 1932 года (и до 22 октября 1990 года) носил название — Горький.

С конца 1932 года, вместе с запуском в производство модели А, модельный ряд был переименован из НАЗ в ГАЗ.

Сам же завод переименовали в 1935 году в «Завод имени Молотова» (ЗИМ), а в 1957 году в «Горьковский автомобильный завод» (ГАЗ).

Оригинал статьи размещен здесь: https://sovietcars.net/car/gaz/