Найти в Дзене
Алексей

Отмена крепостного права

Оглавление

Население и экономическое развитие Рязани во второй половине ХIХ-начале XX веков

Время перемен

Отмена крепостного права привела к бурному росту экономики. Казалось, Россия очнулась от векового сна. Волна деловой активности захлестнула страну. Создавались промышленные предприятия, особенно в столицах и вблизи источников сырья, банки, началось интенсивное железнодорожное строительство.

Во второй половине XIX века население Рязанской губернии выросло на 39%. Как и вся страна, наша губерния оставалась аграрной и крестьянской. Численность городских жителей составляла к началу XX века всего около 9%.

Рязань являлась крупнейшим городом из 12 существовавших в губернии. Впрочем, по числу жителей она уступала соседним Туле, Тамбову, Владимиру.

Первой всеобщей переписи населения России, проведенной в 1897 году, в нашем городе насчитывалось 46 тысяч жителей обоего пола. В отличие от сельского населения губернии, в Рязани число мужчин превышало количество женщин.

Население Рязани и уездных городов росло медленнее, чем численность всего населения губернии. Это объясняется меньшей рождаемостью и количеством детей в городских семьях по сравнению с деревенскими. Влиял и значительный отток жителей из городов губернии в столицы и другие крупные промышленные центры.

Переселенцы из сел и деревень пополняли и население Рязани. Более половины жителей губернского города являлись уроженцами уездов Рязанской губернии.

Сословный состав жителей губернского центра отличался от состава населения губернии. В Рязанской губернии на крестьянство приходилось около 93% населения, в остальные группы были записаны всего 7% (около 4%—в мещане, около 1%—в духовенство, около 1%—в дворянство, менее 1%—в купечество).

В Рязани более 10 % жителей составляли личные и потомственные дворяне, около 4%—духовенство, около 2%—купцы, 30%—мещане.


Торг на Сенной площади. Фотография 1904 года.
Торг на Сенной площади. Фотография 1904 года.

Остальные жители губернского города считались по сословной принадлежности крестьянами.

Деление населения на сословные группы, которым пользовались в официальных документах, не отражало реальной картины российского общества.

Например, записанный крестьянином вполне мог быть городским торговцем или ремесленником. И наоборот, дворянин часто являлся уже не землевладельцем, а представителем интеллигенции или какой-нибудь иной социальной группы городского населения.

Торговля и промышленность

Во второй половине XIX века Рязань не принадлежала к важным промышленным центрам страны. Торговых заведений в городе насчитывалось примерно 560, промышленных предприятий—около 60. Продукция последних в экономике города не превышала 15%. Все они являлись мелкими мастерскими, на которых не применялись машины.

Только в начале XX века в губернском городе создали крупное производство. Растущий спрос со стороны села после отмены крепостного права привел к возникновению на территории Рязанской губернии такой новой отрасли как сельскохозяйственное машиностроение.


Завод селъкохозяйственных машин и железнодорожных принадлежностей. Первоначальное расположение—на улице Семинарской (неподалеку от храма Бориса и Глеба). Фотография 1916 года.
Завод селъкохозяйственных машин и железнодорожных принадлежностей. Первоначальное расположение—на улице Семинарской (неподалеку от храма Бориса и Глеба). Фотография 1916 года.

В 1904 году в Рязани на улице Семинарской открылся завод Акционерного общества «Рязанского завода сельскохозяйственных машин и железнодорожных принадлежностей» (позднее—«Рязанский завод сельскохозяйственного машиностроения» или «Рязсельмаш»). К 1917 году это предприятие давало более половины промышленной продукции города.

Вплоть до 1930-х годов Завод сельскохозяйственных машин являлся самым крупным промышленным предприятием Рязани.

Судоходство и железные дороги

Быстрый экономический рост России был бы невозможен без развития транспорта. Особенно—железнодорожного и водного, где применялись паровые двигатели.

В навигацию 1858 года по Оке мимо Рязани впервые прошли пароходы «Николай» с паровым двигателем мощностью в 50 лошадиных сил и «Москва» мощностью в 35 лошадиных сил.

К концу XIX столетия пароходы стали играть ведущую роль, заменив гребные суда и баржи, влекомые бурлаками. Рязанская пристань находилась на одном из самых оживленных речных путей — от Москвы к Нижнему Новгороду. Водный путь использовали деловые люди, в частности, крупным судовладельцем являлся рязанский предприниматель Салтыков.

Вскоре у пароходов появился конкурент в виде железных дорог. Первый подъем железнодорожного строительства пришелся на 1860-е годы. Еще в 1859 году появился проект постройки Саратовской железной дороги. Предполагалось, что она пройдет через Рязань и соединит Москву с Поволжьем. Впрочем, проект не осуществился.

Постройка железной дороги между Москвой и Рязанью началась в 1863 году. Первый участок протяженностью 76 верст соединил наш город с Коломной.

В 1865 году приступили к постройке линии между Рязанью и Козловым (в наше время — город Мичуринск в Тамбовской области) протяженностью 200 верст. Осенью 1866 года открылось регулярное движение по этой ветке, соединившей Москву с черноземными губерниями.

Второй подъем железнодорожного строительства пришелся на 1890-е годы. В 1891-1893 годах построили линию, которая вела через Шилово и Сасово до Казани. Губернский город превратился в важный транспортный узел.

Через него расходились линии железных дорог—одна в Казань, другая—в Воронеж и Ростов. Последняя до настоящего времени является одним из важнейших меридиальных направлений в транспортной системе России.

Железнодорожные линии принадлежали частным акционерным компаниям — «Обществу Рязано-Козловской железной дороги» (позднее—«Общество Рязано-Уральской железной дороги») и компании «Московско-Казанская железная дорога».

В связи с постройкой железных дорог оживилась экономическая и культурная жизнь города. Ускорились темпы перевозки грузов и передачи информации, проще и доступнее стали поездки пассажиров. Возросло значение телеграфа. Теперь самые срочные известия в виде телеграмм быстро передавались на огромные расстояния.

В 1890-е годы стремительно росла Троицкая слобода, расположенная у железнодорожных станций (район вокруг нынешних вокзалов Рязань-1 и Рязань-И). Первая станция с вокзалом появилась еще в 1860-е годы. От вокзала к Московской дороге вела мощенная булыжником улица. Она существует до сих пор под названием «Малое шоссе».


Вокзал Московско-Рязанской железной дороги (вокзал Рязань-I). Здание построено в 60-е годы XIX века. Частично разрушено во время бомбардировки осенью 1941 года и перестроено в современный вокзал в начале 1960-х годов.
Вокзал Московско-Рязанской железной дороги (вокзал Рязань-I). Здание построено в 60-е годы XIX века. Частично разрушено во время бомбардировки осенью 1941 года и перестроено в современный вокзал в начале 1960-х годов.

В связи с постройкой линии в Казань, в 1890-е годы возвели комплекс зданий железнодорожной станции «Рязань» Московско-Казанской дороги. Позднее эта станция превратилась в вокзал Рязань-II.

Вокруг станций строили дома для работников железных дорог. У вокзальных зданий появлялись торговые заведения. В административном плане Троицкая слобода считалась пригородным сельским поселением и волостным центром.

На самом же деле это был самый динамично развивающийся район губернского города. В 1897 году в Троицкой слободе проживало более 7 тысяч жителей. Это превышало население таких уездных городов как Спасск или Пронск.

Банки Рязани

В пореформенную эпоху сложилась банковско-кредитная система России. Ведущую роль в ней играл Государственный банк. В 1864 году было создано его Рязанское отделение.


Отделение Государственного банка. Построено в 1870-е годы. Сейчас—Арбитражный суд Рязанской области.
Отделение Государственного банка. Построено в 1870-е годы. Сейчас—Арбитражный суд Рязанской области.

При императоре Александре III в Рязани открылись губернские отделения еще двух казенных банков, занимавшихся предоставлением земельных кредитов.

В 1883 году—отделение Крестьянского поземельного банка, предназначенного для продажи казенной и частной земли крестьянам; в 1885 году—отделение Дворянского земельного банка, который выдавал кредиты дворянству.

В 1860-х годах в России появились частные (коммерческие) банки. 1 июля 1863 года открылся первый в Рязани Городской общественный банк. Задачей его было финансирование торговли и благотворительной деятельности.

Основой капитала банка стали средства, безвозмездно пожертвованные московским предпринимателем Сергеем Афанасьевичем Живаго (1794-1866), потомком старинного рязанского купеческого рода.

С. А. Живаго оставил заметный след в истории Рязани. В 1804 году десятилетнего Сергея Живаго определили в только что открывшуюся мужскую гимназию.1821 году С. А. Живаго переехал в Москву и открыл там магазинчик, который торговал предметами военного снаряжения (фуражки, погоны и т.д.).

Одновременно Сергей Афанасьевич создал небольшую «золото прядильную, мишурную и канительную фабрику» (для производства деталей военной формы—всевозможных золотых галунов и шнуров).


Рязанские колокольчики. Вторая половина XIX века.
Рязанские колокольчики. Вторая половина XIX века.

Пасхальные яйца. Конец XIX века.
Пасхальные яйца. Конец XIX века.

Пасхальное яйцо. Вид изнутри и снаружи. Конец XIX века.
Пасхальное яйцо. Вид изнутри и снаружи. Конец XIX века.

В 1840-е годы С. А. Живаго уже являлся купцом 2-й гильдии, а в 1850-е годы его магазин считался одним из самых крупных торговых заведений Москвы.

С. А. Живаго не забывал про свой родной город. В 1863 году, когда вышло положение о частных банках, он стал инициатором открытия Общественного банка в Рязани.

С. А. Живаго безвозмездно передал в распоряжение города капитал в размере 20 тысяч рублей с условием, чтобы большая часть прибыли банка использовалась на благотворительные цели и нужды городского хозяйства.

Объекты благотворительности и размеры отчислений он определил следующим образом. На открытие и содержание в Рязани «родовспомогательного отделения» и детского приюта при нем должно было направляться 20% прибыли;

На устройство ремесленного училища—30%; на выдачу пособия бедным девицам купеческого и мещанского сословия при выходе замуж—20%; на открытие больницы и школы при Казанском женском монастыре (располагался на современной ул. Фурманова) — 10%. Оставшиеся 20% должны были распределяться поровну на нужды города по усмотрению городских властей и на пополнение основного и резервного капиталов банка.

Городской общественный банк стал неотъемлемой частью жизни Рязани. Его услугами пользовались люди разных сословий и денежного достатка. Здесь можно было получить кредит в размере от 50 до 50 тысяч рублей.

Постоянным заемщиком банка являлся сам город. Городская управа брала долгосрочные ссуды на благоустройство, постройку общественных заведений, строительство водопровода и т.д.

С. А. Живаго писал: «Всякий... должен помнить, что Божье благословение будет прочно только в том случае, если он, трудясь для себя, не будет забывать ближних своей родины...»

К 1913 году, когда отмечалось пятидесятилетие банка, чистая прибыль за время его деятельности составила 2,5 миллиона рублей. Большую часть израсходовали на благотворительные цели.

В 1875 году на средства банка в Рязани открыли первое ремесленное училище для бедных детей и сирот (сейчас—здание профессионального лицея № 1 на улице Полевой).


Самовар рязанского купца, конец XIX века.
Самовар рязанского купца, конец XIX века.

В 1901 году на улице Дворянской (в наше время—улица Полонского) на средства банка создали первый в Рязани родильный дом.

К концу столетия в нашем городе стали действовать и столичные коммерческие банки. В 1890-х годах открылось отделение одного из крупнейших акционерных коммерческих банков страны—Русского торгово-промышленного банка.

По материалам книги "Мой родной город Рязань"

<a href="https://62info.ru/history/node/4486">История Рязанского края: Население и экономическое развитие Рязани во второй половине ХIХ-начале XX веков</a>