«…И дым Отечества
нам сладок и приятен».
Есть в нашем прекрасном городе место, которое увековечили не наши современники, а ещё наши пра-пра-деды.
В историческом центре Петербурга на набережной реки Фонтанки 118, расположено необычное строение - воссозданная городская усадьба XVIII века, состоящая из комплекса зданий. Она принадлежала знаменитому поэту екатерининской эпохи Гавриле Романовичу Державину.
Поэт приобрел особняк на набережной Фонтанки в 1791 году и прожил в нём четверть века. Дом был построен «под смотрением» архитектора Г.П.Пильникова по проекту ближайшего друга поэта, архитектора Н.А.Львова. В течение четверти века дом Державина был своеобразным центром русской литературы конца ХVIII - начала ХIХ века. Здесь постоянно встречались писатели и поэты, Д.И.Фонвизин, Н.А.Львов, В.В.Капнист, М.Н.Муравьев, Н.М.Карамзин, И.А.Крылов, В.А.Жуковский, С.Т.Аксаков. Частыми гостями дома были художники Д.Г.Левицкий и В.Л.Боровиковский, композиторы И.Б.Прач и О.А.Козловский, Е.И.Фомин и Д.С.Бортнянский. В Большом зале первого этажа собирались участники «Беседы любителей русского слова», а в Домашнем театре играли пьесы с участием знаменитых актеров А.С.Яковлева и И.А.Дмитревского.
Мы с вами прогуляемся по территории парка, также восстановленного к трёхсотлетию Санкт-Петербурга.
С историей создания усадебного парка связан эпизод, который поведал сам Державин. Однажды они с женой вышли на балкон 2-го этажа дома, и Дарья Алексеевна, указав на большой участок дикорастущих кустов и деревьев, сказала, что необходимо изыскать средства для строительства парка. На что поэт загадочно ответил: «Музы дадут нам денег». Дарья Алексеевна восприняла эти слова всего лишь как красивую фразу. Но Гаврила Романович знал, что говорил. Вскоре вышли в свет его «Анакреонтические песни», имевшие огромный успех, и на гонорар от этого издания супруги Державины сумели разбить прекрасный усадебный парк.
Ближайший друг Г. Р. Державина, архитектор усадьбы Н. А. Львов — автор обустройства особняка на Фонтанке и оформления приусадебного участка говорил: «сад, расположен будучи в середине города большого, должен не токмо отвечать величию оного, но и служить еще богатою рамою великолепному дому».
Красота и польза были одними из основных признаков русского «изящного» садоводства. Деревья и кустарники для сада подбирались в соответствии с общей концепцией садов того времени. Среди деревьев — липы, ивы, дубы, клены, ясени и березы, шиповник, жимолость, калина, акация.
Опись сада 1846 года, составленная садовником Густавом Мейселем, включает 32 наименования растений.
Хочу процитировать для памяти, известные строчки из произведений, великого поэта.
С именем Державина со школьных времен ассоциируется из «Евгения Онегина»:
«Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил».
С лёгкой руки Александра Сергеевича, всегда представлял Державина таким благообразным , с седой бородой, серьёзным мужем, который наставляет:
Живи и жить давай другим,
Но только не за счет другого:
Всегда доволен будь своим,
Не трогай ничего чужого;
Вот правило, стезя прямая
Для счастья каждого из всех.
А, куда нам без этих слов мастера:
«…И дым Отечества
нам сладок и приятен».
(Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова . Слова Чацкого (действ. 1, явл. 7):
Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым отечества нам сладок и приятен.
Грибоедов в свой пьесе процитировал строку из стихотворения «Арфа» (1798) Гаврилы Романовича Державина:
«Мила нам добра весть о нашей стороне.
Отечества и дым нам сладок и приятен.»
Эту державинскую строку цитировали также поэты Константин Батюшков, Петр Вяземский и др.
Сама же мысль о сладости «дыма отечества» принадлежит легендарному поэту Древней Греции Гомеру.)
Вот, что писал Державин, о чиновниках-современниках:
Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами;
Где нужно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
И требования к государственным чиновникам, предъявляемые поэтом, вполне современны.
Вельможу должны составлять
Ум здравый, сердце просвещенно;
Собой пример он должен дать,
Что звание его священно,
Что он орудье власти есть,
Подпора царственного зданья;
Вся мысль его, слова, деянья
Должны быть — польза, слава, честь.
Вы только на секунду представьте, как бы мы жили, действуй чиновники с пользой, славой и честью.)
" Государственный человек более других сограждан должен быть одушевлен, движим и руководствован любовию к Отечеству. Он должен любовью к Отечеству жить, вливать ее в своих подчиненных и быть примером в ней всему государству". Гаврила Р. Державин