Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина Струнки.ру: https://www.strunki.ru/
Gibson Les Paul. Наверняка каждый гитарист знает об этом инструменте. Это удивительно, но Les Paul далеко не сразу стал гитарной иконой и эталоном гармоничного сочетания дизайна, технологии, комфорта и звучания.
История инструмента началась в середине XX века: и первые прототипы были просто неплохими инструментами, которые обеспечивали достаточно бархатистое и мягкое звучание при меньшем количестве фона – особенно в сочетании с легендарными звукоснимателями P-90. Инструмент, хоть и с некоторой опаской, но начали приобретать исполнители джаза и блюза – именно так начала писаться история одной из самых знаковых гитар прошлого столетия.
Lester William Polsfuss – отец Les Paul
Начнем разговор об истории легендарного инструмента с рассказа о его создателе. Лестер Полфус (Les Paul) был отличным гитарным техником и инженером, а также очень увлеченным музыкантом. Играть на гитаре он начал с самого детства – в 20-30-е гг. прошлого века большой популярностью среди гитаристов пользовались кантри, фолк, набирал популярность гитарный джаз. Будучи увлеченным гитарой и данным стилями, Les Paul в юношеские годы начал изучать свой любимый инструмент и с технической стороны.
В те времена техническая начинка гитар оставляла желать лучшего: инструменты передавали звук весьма скудно, все они фонили, возможности звукообработки были очень ограниченными. Лес Пол поставил себе цель во что бы то ни стало улучшить звучание гитар в целом: он начал изучать строение гитарных датчиков, темброблоков, пытаться улучшить их и снизить потери в звучании.
Шел 1940-й год и Лестер пошел на смелый эксперимент: он распилил на две части свою цельнокорпусную гитару Epiphone, а между получившимися частями вставил брус из сосны, на котором крепились звукосниматели.
Инструмент звучал достаточно интересно, было сделано еще несколько подобных прототипов, которые в переводе на русский получили название «Драндулет». Пытаясь пронести свою идею в массы, молодой инженер посещает компанию Gibson, предлагая им купить идею подобного строения гитары. В то время идея не показалась компании перспективной – Les Paul уходит ни с чем, на время бросает активную инженерно-изобретательскую деятельность и занимается записью собственной музыки с различными музыкантами, в числе которых была и его будущая жена Мэри Форд.
В начале 50-х годов идею производства цельнокорпусной гитары перехватывает Fender, как раз в это же время наблюдается необычайный всплеск популярности электрогитары как инструмента. Gibson не могли пропустить такой момент – особенно с учетом достаточно шаткого экономического положения, которое наступило в кампании после войны.
Единственным человеком с инженерными навыками, мышлением и амбициями, который жил в том регионе и имел опыт проектирования и создания цельнокорпусных гитар, был Les Paul – именно его и позвала компания для участия в разработке совершенно новой гитары.
Проектирование шло около года: все это время активно оттачивался дизайн и техническая начинка инструмента. В 1952 году были представлены первые прототипы и на рынок была выпущена первая серия гитар Gibson Les Paul по цене в $210 за штуку.
Отметим, что первые лес полы по качеству были достаточно далеки даже от самых дешевых современных одноименных моделей: струны располагались на очень большом расстоянии от грифа, часть гитар плохо строила и обладала непростительно малым сустейном, на инструменте использовался комбо-струнодержатель с намоткой струн.
Les Paul активно взялся за доделывание всех ошибок, в результате чего был изменен наклон и профиль грифа, а также поставлен двухопорный струнодержатель – инструмент практически приобрел современный, знакомый нам всем внешний вид.
Первыми моделями, которые обеспечили компании Gibson долгожданную прибыль и возврат популярности – Gibson Les Paul Goldtop, которые до 1954 года были единственной разновидностью лес полов. Далее были выпущены модели Custom и Junior.
Gibson Les Paul Custom – первая модель с бриджем Tune-o-Matic, который позже стал классическим для всех инструментов Les Paul. Модель типа Junior имела один звукосниматель, а также небольшие отличия в дизайне и технологии производства. Спустя год успешных продаж - в 55-м году – появились несколько новых расцветок Les Paul Junior, а также модель с двумя датчиками и модель ¾ с уменьшенной мензурой для детей.
Параллельно с работой над новыми сериями гитар инженеры Gibson постоянно проектируют новые конструкции звукоснимателей, которые бы обеспечивали лучшие частотные характеристики и меньшее количество шума. Разработка знаковых для Les Paul звукоснимателей была окончена в 1957 году, а уже в 1959 новые датчики начали устанавливать на все новый гитары – так мир узнал о легендарных PAF Pickups.
Gibson Les Paul Sunburst
В ходе поиска новых дизайнерских решений конструкторы Gibson начали эксперимент с легендарной расцветкой Sunburst: благодаря ей стала видимой красивая структура накладки из клена и появилась классическая схема «книжного» расположения кленового шпона.
Стоит отметить, что конвейерное производство в те времена в гитарной индустрии еще не получило активного распространения, из-за чего две модели из одной партии могли ощутимо отличаться: несмотря на наличие точных спецификаций использовалось очень много ручного труда, из-за чего гитары банально могли иметь разницу и в дизайне, и в размерах, и по расположению некоторых надписей.
Санберсты стали необычайно популярны в конце 50-х – начале 60-х годов. Однако в 1961 году их привлекательность в глазах гитаристов резко упала из-за появления нового формфактора – Gibson SG Les Paul. Да-да, первые модели назывались именно так.
Лестеру совершенно не понравился новый дизайн гитар: как раз в этом время его контракт с Gibson заканчивался, и инженер принял решение снять свое имя с новых гитар. Из-за этого дела у компании пошли под откос: лес полы потеряли былую популярность, а SG хоть и продавались неплохо, но не «выстрелили», как этого ожидали управленцы Гибсон.
Второе дыхание Les Paul
Появление на рок-сцене таких музыкантов как Eric Clapton и Jimmy Page оказало большое влияние на то, что Gibson остались на плаву. Спрос на Les Paul снова пошел вверх – но найти старые инструменты стало неимоверно сложно. Управление компанией сменилось в конце 60-х – тогда же произошло и расширение производства, появление новых моделей Les Paul и необычайный рост рынка данных гитар, который активен и жив до сих пор.
В 70-х очередной рост продаж обеспечило появление моделей Les Paul Deluxe, а также подписных моделей Лестера: Les Paul Professional и Les Paul Artist, на которых установлены звукосниматели с низким импедансом.
Следующий удачный шаг Gibson – выпуск модели Studio в 80-х годах. С тех пор начинается современная история Gibson: более успешная, чем 50-60-е гг. прошлого века, но также не безоблачная и насыщенная на различные события.
Gibson Les Paul: современный этап
Сегодня в линейке лес полов около пяти десятков моделей: среди них множество подписных моделей, а также кастом-спецификаций, которые дальновидные маркетологи запустили в серийное производство. Запутаться в таком изобилии очень несложно: сейчас мы постараемся вам кратко рассказать об особенностях каждой из серий Gibson Les Paul.
Для простоты восприятия поделим все семейство лес полов на следующие классы: Burst, Custom, Studio и Junior.
Les Paul Standard
Классическая модель, которую условно отнесем к классу Burst. Впервые появилась в 70-х годах, на данный момент прошла более 30 этапов модификаций.
Сегодня стандарты производятся из махогани, который очень сильно расфрезировывают для уменьшения веса деки. Некоторые модели Les Paul Standard по сути представляют собой гитары с корпусами hollow body – особенно это характерно для моделей 2007-2008 года.
Сверху на махогон ложится кленовый топ – по большей части из соображений эстетического восприятия инструмента. Инструмент имеет достаточно тонкий гриф, два хамбакера с отсечками и переключением режима работы катушек, а также байпассом. На стандартах используются потенциометры push-pull.
Фурнитура: локовые набор колков Гровер, пикгард отсутствует. Бридж – Tune-o-Matic.
Les Paul Traditional
Более классический вариант, во многом схожий с винтажными моделями. Корпус производится также из махогани с пропилами, сверху ложится шпон из клена.
Звукосниматели – PAF, более массивный традиционный профиль грифа. Имеет 12-струнный вариант, а также вариант с матовым лаком. На гитаре имеется пикгард.
Les Paul Studio
Пусть вас не путает название Studio, которое многие воспринимают как показатель высочайшего качества. Лес Полы Студио – это качественные гитары со слегка урезанной спецификацией и менее дорогими комплектующими.
Корпус и гриф из махогона с фрезеровкой (также есть разновидности hollow body), кленовый топ устанавливается только на бёрстах, на моделях с матовым лаком накладку не ставят. Накладка на гриф производят на данный момент из жареного клена.
На традиционном LP Studio устанавливаются датчики 490R/498T, на сатиновой версии в основном Burstbucker. Также в линейке Студио есть огромное множество трибьют-версий, посвященных классическим моделям 50-х, 60-х и 70-х годов.
На LP Studio устанавливаются качественные, но менее дорогие колки без локовых механизмов, бридж – Tune-o-Matic со стопбаром.
Les Paul Custom
Премиумная серия: черный инструмент с золотой высококачественной фурнитурой, который получил прозвище Black Beauty («Черная красавица»). Имеет топ из красного дерева и накладку из эбони.
Помимо традиционной модели с разфрезерованным корпусом есть и разновидность VOS, у которой корпус выполнен из цельного махогона.
В качестве звукоснимателей устанавливаются 2 или 3 датчика PAF либо дуэт из 2-х P-90.
Les Paul Junior
Младшая серия Gibson Les Paul, такие инструменты были выпущены на рынок по большей части в качестве недорогих гитар для начинающих музыкантов. Однако проверка временем показала, что этот инструмент неплохо подходит и для опытных музыкантов.
На большинстве гитар серии Junior устанавливается плоский шпон из красного дерева, расцветка – бёрст. На самой первой модели джуниоров был установлен один звукосниматель P-90 – предполагалось, что инструмент подойдет в первую очередь тем, кто только начал осваивать игру на гитаре и не стремится экспериментировать со звуком. Максимально простыми были и инкрустация, а также поетнциометры.
В конце 60-х были выпущены модели Les Paul Junior с двумя вырезами и новыми расцветками, а также модель с уменьшенной мензурой.
Сегодня классические джуниоры почти не выпускают: их сменили на посту гитар для новичков гитары Melody Maker с хамбакером, декой и накладкой на гриф из клена, а также грифом из красного дерева.