Иногда дети раздражают собственных родителей. Не какие-то поступки или шалости, а сам характер или привычки. Хотя в гламурных журналах о таком не напишут, там встречаются только идеальные дети, идеальные родители и отношения у них идеальные. Реальность бывает другой.
Я очень часто встречаюсь с проблемой, когда активных, ярких и успешных родителей бесит свой пассивный ребенок. Тот, который ничем не интересуется, редко куда ходит и желаний у него особо нет. Не преувеличиваю, когда говорю, что мамы и папы злятся, психуют и судорожно пытаются что-то предпринять.
Но давайте выясним, почему у активных взрослых такие пассивные дети?
Есть две причины:
- Ребенок такой ПО НАТУРЕ
- Вы сами делаете его таким
Я считаю, что любой человек имеет право быть собой, поэтому спокойного ребенка-интроверта нужно оставить в покое. Находить к нему подход, уважать его и развивать так, чтобы не ломать ему психику. Поверьте, успешными людьми становятся и интроверты, и экстраверты. Тот же Марк Цукерберг в юности был классическим ботаном, который сутками напролет писал программы. И Facebook был отчасти создан как платформа для общения, так как сам Цукерберг испытывал сложности в социализации.
А вот со вторым случаем давайте разбираться. Почему у активных родителей ОБЫЧНЫЕ дети вдруг становятся пассивными?
Во многом потому, что сейчас дети с самого рождения живут в комфортных условиях, получают все, чего захотят по первому требованию. Их чуть ли не круглосуточно развлекают и покупают игрушки, одежду. Ребенок в режиме нон-стоп поглощает готовые яркие впечатления. А потом ближе к школе аттракцион эмоций заканчивается. Их начинают водить в кружки, к репетиторам, отдают в сильные школы. Самые активные родители, обычно это мамы, уходят с работы и 24/7 занимаются развитием чада.
То есть растет слишком заорганизованный и перегруженный ребенок. Утром в школу он уходит одновременно со взрослыми, а возвращается с шахматного кружка или с футбола вечером вместе с папой. Стандартная сорокачасовая рабочая неделя (если еще в выходные не надо к репетитору!)
Казалось бы, что в этом плохого? Каждый нормальный родитель старается дать малышу лучшее. Но такая стратегия часто делает из них безвольных людей, которые привыкли, что ДЛЯ НИХ и ЗА НИХ все сделают другие. В школе они быстро выгорают, нехотя выполняют свои обязанности, лишь бы от них побыстрее отстали.
Такие родители замечают подвох, как правило, в подростковом возрасте от 12 до 14 лет. В этот период они уже понимают, что их ребенок:
- не умеет принимать решения
- ему ничего не нужно
- его любимое развлечение – пассивный отдых с телефоном
Яркий пример: года два назад я занимался с мальчиком 13-и лет, назовем его Дима. Так вот Дима одновременно ходил на курсы программирования, английского языка, немецкого языка, рисования, на логику и на теннис. Смышленный и ответственный парень. Но я никогда в жизни не видел более уставшего от жизни человека. Серьезно!
Дима в принципе не мог оценить, как много сил, времени и денег тратят мама с папой на его развитие. Он просто задолбался. А в подростковый период просто перестал ходить на все дополнительные секции и кружки. Ходил только в школу, но и там оценки сильно просели. Сказать, что мама и папа были в шоке, значит ничего не сказать. Они просили его одуматься, уговаривали, приводили логические аргументы и демонстративно считали, сколько денег вбухали в его кружки. Мне кажется, что однажды даже ударили его, но я могу ошибаться. Ничего из этого не помогло.
Я пишу этот пост, чтобы донести простую мысль – дети тоже могут выгорать от усталости. Слишком большие ожидания и желание расписать его день поминутно приводят к тому, что подросток становится пассивным.
Многие психологи говорят, что у него должно быть не менее двух часов свободного времени каждый день. Пусть он в это время спит, играет за компьютером или просто валяется на диване. Его организму и психике нужна разгрузка! Просто проведите эксперимент и через пару месяцев вы не узнаете своего сына или дочь.
Кстати, у истории с Димой счастливый конец. Мы совместными усилиями с ним и родителями поняли, что ему ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нравится. Придумали целую систему мотивации, правил тайм-менеджмента и стимулов. Он перешел в другую школу, окончил её и самостоятельно поступил на спортивный менеджмент в Чехию. Все вступительные сдавал сам, виза, документы – тоже были его зоной ответственности. Улетал он с горящими глазами.
Но, увы, не во всех семьях может быть хэппи-энд. Старайтесь с детства привить ребенку страсть к какому-то делу, любовь к новым знаниям и здоровые амбиции. Знания и впечатления он должен уметь добывать САМ, а не пассивно поглощать их. Или как сказал классик, ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно разжечь.