Найти тему
Happy Mama

Злиться - это нормально. Как ребёнку справиться с гневом.

Оглавление

Ребёнок - это будущий взрослый. И у него могут быть совершенно взрослые эмоции - обида, гнев, досада, злость. Это нормально. Но до тех пор, пока ребёнок может сам справляться, и очень важно помочь ему в этом непростом деле, научить владеть своими эмоциями.

Моя одноклассница Таня пришла в наш класс из другой школы, они с родителями переехали. То, что Таня девочка непростая, было видно сразу, но было не понятно, насколько всё серьёзно.

Таня говорила только правду, она вообще не умела лукавить. На вопрос, зачем она так делает, Таня отвечала, что привыкла говорить только правду, а как можно иначе? Но люди не любят когда им говорят только правду и по этой причине Танина жизнь была похожа на непрекращающийся конфликт.

Таня пыталась начать с кем-то дружить, но каждая её попытка неизменно заканчивалась крахом. И Таня злилась всё больше и больше.

Кричишь, когда злишься.

Один случай запомнился особенно сильно. Был февраль, у Тани день рождения, ей исполнялось 12 лет. Таня жила в большой и очень просторной квартире на Фрунзенской набережной.

На праздник был приглашён весь класс - конечно, кто-то заболел, а кто-то просто не пришёл, но человек 15 точно собралось. На тот момент ближе всего Таня общалась с Кирой, называла её лучшей подругой.

Гостей звали к 14:00. Стол ломился от разнообразных вкусностей, Танина мама до декрета работала поваром.

Кира опаздывала (кстати, по вполне уважительной причине: она занималась художественной гимнастикой, и по выходным у Кириного коллектива были выступления). В 14:45, когда Кира наконец появилась, Таня ещё в дверях начала на неё кричать, ругаться, топать ногами. Кира не понимала, что происходит. Да, она опоздала, но ведь это же не повод так себя вести.

Таня могла бы сказать что-то, вроде: "Я очень переживала, приедешь ли ты на праздник, ведь ты моя близкая подруга и я хочу, чтобы ты была на празднике!" - так Таня выразила бы свой гнев и объяснила, почему она злится, не повышая голос.

Таня никак не могла успокоиться, кажется, что она с каждой минутой только всё больше заводилась.

Старые обиды.

Таня кричала и плакала, повторяя, что у неё уже нет сил и она ужасно устала от Кириного поведения: Кира опоздала на Танин день рождения в прошлом году, и когда Таня отмечала новоселье - тоже.

Таня кричала на Киру, что из-за её поведения, никто не станет с ней дружить, кому приятно, когда с ним так обращаются? Тем более, ситуация повторяется уже далеко не первый раз.

Таня имела право злиться на Киру из-за опоздания, но впадать в ярость и кричать на неё - нет.

Взрослые эмоции.

Раздражение, гнев, злость - естественное проявление чувств, свойственно всем людям.

Даже совсем маленький ребенок может испытывать взрослые эмоции. https://images.unsplash.com/photo-1518182867314-0fe2d7affd5a?ixlib=rb-1.2.1&ixid=eyJhcHBfaWQiOjEyMDd9&auto=format&fit=crop&w=1500&q=80
Даже совсем маленький ребенок может испытывать взрослые эмоции. https://images.unsplash.com/photo-1518182867314-0fe2d7affd5a?ixlib=rb-1.2.1&ixid=eyJhcHBfaWQiOjEyMDd9&auto=format&fit=crop&w=1500&q=80

Взрослый человек понимает, что происходит и может разными способами выражать свои чувства, а вот ребёнок, вероятно, не будет понимать, что творится и как ему поступить.

И тогда возможны разные реакции: он может топать, кричать, ругаться, даже начать кусаться или ударить близкого человека. В этот момент ребёнком движут эмоции.

Что делать родителям в такой ситуации?

  • Очень важно не ругать, не пытаться, осадить или начинать стыдить, а помочь ему справиться с этими эмоциями. Скажите ребёнку, что вы понимаете причины его гнева. Можно даже добавить, что на его месте, вы бы точно также злились - так вы показываете ребенку, что вы с ним заодно и вы в одной команде.
  • Попросите ребёнка выразить то, что он чувствует словами. Обсудите его чувства. Пусть он сделает это своими словами, помогите ему начать говорить, задавая наводящие вопросы, а потом уже старайтесь не перебивать, просто слушайте. Даже просто проговорив ситуацию, ему точно станет лучше.
  • Объясните, что вымещать злость и гнев на людях и животных нельзя. Научите ребёнка перенаправить эти эмоции на неодушевленные предметы: можно скомкать лист бумаги, кидать мягкие игрушки или ударить подушку. Можно даже устроить подушечный бой (так вы, с одной стороны, переключите внимание ребенка на что-то другое, а, с другой, он выплеснет свои эмоции). А ещё можно нарисовать того, на кого злится ребенок, и зачеркнуть его или зарисовать.
  • Уже после того, как вспышка утихла, спросите ребенка, что послужило причиной его злости и гнева, что спровоцировало такое поведение? Ведь осознание проблемы - это уже половина пройденного пути на пути к ее решению.

Злость и гнев - это защитная реакция человека на внешние раздражители, которые говорят, что что-то идет не так.

Для детей (особенно маленьких) характерно раздражение: устал, хочет есть, не может достать с высокой полки игрушку, мама не позволила съесть ещё печенье. И это реакция на нарушение личных границ или дискомфорт.

У детей постарше раздражение чаще сменяется злостью - это самозащита, отстаивание своих прав. Но говорить, что злость - это плохо не стоит - ведь именно она является способом достичь цели, добиться своего, преодолев на пути препятствия. Пусть даже сначала это какие-то небольшие цели, со временем они будут становиться всё более значимыми.

Помогайте ребенку справляться со своими эмоциями. https://images.unsplash.com/photo-1483193722442-5422d99849bc?ixlib=rb-1.2.1&ixid=eyJhcHBfaWQiOjEyMDd9&auto=format&fit=crop&w=1500&q=80
Помогайте ребенку справляться со своими эмоциями. https://images.unsplash.com/photo-1483193722442-5422d99849bc?ixlib=rb-1.2.1&ixid=eyJhcHBfaWQiOjEyMDd9&auto=format&fit=crop&w=1500&q=80

Дети не умеют правильно злиться. Родители, не задумываясь одергивают их: "А ну, быстро прекрати себя так вести, не позорь меня!". И ребенок либо сдается, затихает (при этом проблема никак не решается), либо возникает новый виток злости.

Учите детей злиться точно так же, как вы учите их всему остальному: чистить зубы по утрам, читать, застилать за собой постель.