Однажды я ехала по шоссе, где разрешённая скорость 90 км/ч, но все конечно едут быстрее, даже я – 100-105 км/ч. Камер там нет, шоссе новое, многополосное, во многих местах с отбойниками, поэтому другие разгоняются до скоростей, о которых мне страшно даже подумать.
И вот на одном из участков, где по пять(!) полос в каждую сторону, вижу далеко впереди группу из четырёх человек, которые бегут слева через все полосы и не сбавляя скорости уже приближаются к середине шоссе. Для меня это выглядит так, будто они торопятся попасть под колёса именно моего автомобиля.
Помню, на занятиях в автошколе преподаватель нам объяснял, что в зависимости от обстоятельств водителя могут признать невиновным, если он сбил пешехода на переходе, и виновным, если сбил на проезжей части вне перехода. Всё дело в том, предпринял ли водитель все меры, чтобы не допустить наезд. И что я должна была делать в той ситуации? Вдруг это какие-то сумасшедшие, у которых горит что-то до такой степени, что они захотят проскочить передо мной. Пришлось резко сбрасывать скорость, и я даже не посмотрела, идёт ли кто-то за мной – всё пыталась высчитать, до какой скорости мне следует замедлиться, чтобы вовремя остановиться, если что. Хорошо, что за мной близко никого не было. Проехала мимо них где-то около 50 км/ч. Стоят…, скажем так, гости столицы, глазами хлопают. Я не выдержала – погрозила им кулаком из салона. Смешно это наверное выглядело. Но ругала я их вслух нехорошими словами искренне ещё минут пять, наверное. Вот как так можно? Самим жить надоело, а то, что других подставляют, не думают совсем.
Я об ответственности пешеходов. Теоретически она есть – от штрафов до уголовной ответственности. Но практически ответственность, если и наступает, то в случае последствий, и несоизмерима с ответственностью водителей. Так, если нарушение ПДД со стороны водителя повлекло причинение вреда здоровью лёгкой и средней степени тяжести, то на него налагается штраф в размере от 2500-5000 рублей до 10000-25000 рублей и лишение прав на срок до 2-х лет. Если по вине пешехода кому-то причинён лёгкий или средний вред здоровью, то штраф составляет всего 1000-1500 рублей. 1500, если кто-то из-за тебя оказался в больнице! А если кто-то по твоей вине тебя же и задел, то, вероятно, вообще никакой ответственности – только водителю, возможно, снисхождение будет, а моральный ущерб оценить сложно.
За просто нарушение ПДД без последствий на пешехода могут наложить штраф в размере 500 рублей. Могут… Я не нашла статистики по штрафам пешеходам. Наверное, кто-то попадается. Я как пешеход не попадалась ни разу, хотя, признаюсь, бывали случаи, что нарушала – в основном, когда сама за рулём не ездила. Раньше можно было увидеть на улицах сотрудников ГИБДД гораздо чаще, и если я видела человека в форме, то порыв нарушить правила тут же угасал – ну на меня действует. Теперь они, кажется, всё своё внимание направляют на водителей. Кроме того, штат ГИБДД постоянно сокращают. Слышала, что структуру вообще могут ликвидировать – мол, другие инструменты, в частности камеры, их заменят, а все остальные их функции возьмут на себя другие. Ну не знаю… Камеры, наверное, отслеживают и нарушителей-пешеходов – уж не знаю, какие там возможности у современной техники. Но судя по тому, что многие пешеходы легко нарушают, последствий для них никаких нет или они для них несущественны.
Все водители сдают экзамен по ПДД. Пешеходы – нет. Что знает пешеход о своих обязанностях? Наверное только про зелёный/красный свет, да про зебру. Знают ли все пешеходы, что они и водители являются равноправными участниками движения, что не только водитель должен сбросить скорость перед нерегулируемым пешеходным переходом, но и пешеход, прежде чем ступить на зебру, убедиться, что переход безопасен? Знает ли пешеход, что он тоже нарушает, если пялится в телефон во время перехода? Сомневаюсь, что все знают. Во всяком случае, часто наблюдаю пешеходов, переходящих улицу прогулочным шагом и уткнувшихся в телефоны, а ещё тех, кто не глядя ступает на зебру, будто эти полоски гарантируют им безопасность, да ещё с таким видом, будто все должны расступиться. Ещё и мамочки такие с колясками есть!
Отдельная беда – пожилые… Нет, я всё понимаю – и до перехода трудно дойти, и инстинкт самосохранения слабеет. Но они просто иногда позволяют себе чересчур много – вплоть до того, что клюкой своей движение пытаются остановить, требуя дать им возможность перейти дорогу в неположенном месте.
Я всегда с готовностью всех пропущу, но очень боюсь не заметить или не успеть. Был случай, когда я на новой шипованной резине просто не смогла остановиться и проехала зебру как на лыжах – дорога была слякотная. Хорошо, что пешеходы в тот раз попались осторожные.
Причинить вред человеку – самый большой мой страх на дороге. Добавляет страх и то, что не всё от меня зависит. Ещё не купив машину, я твёрдо решила, что установлю себе видеорегистратор. И никогда не ленюсь включать его перед началом движения – одна моя подруга отказалась от регистратора именно потому, что лень включать каждый раз.
Сама я как пешеход практически не нарушаю и стала крайне острожной именно тогда, когда сама начала водить – понимаю, что водитель может не заметить, особенно в темноте, не успеть или не иметь возможности остановиться. И никакие штрафы и даже уголовные наказания не сравнятся с увечьем или, не дай бог, смертью.
А однажды я в свой адрес слышала этот нервный крик водителя: «Тебе, что, жить надоело?» И было это в моём детстве. О детях на дорогах – отдельная тема. И у меня есть что сказать по этому важному поводу.
Ну а в заключение озвучу (хоть и в пустоту) свои представления о том, что бы я сделала для большей безопасности на дорогах.
- ликвидировала бы ВСЕ нерегулируемые пешеходные переходы
- сделала бы все переходы «умными» или с возможностью для пешеходов самим включать для себя зелёный, но через жёлтый
- ввела бы экзамен в школе по ПДД для школьников – типа ОГЭ
- раз в год обязала бы всех проходить тестирование по ПДД, хотя бы он-лайн – так чтобы человек не мог получить какую-нибудь услугу без успешного прохождения этого теста
А вообще надо разводить пешеходов и транспорт. Не знаю как, но пересекаться в одной плоскости они не должны. Это единственное эффективное решение проблемы.