Найти тему

Развитие эмпатии у детей с помощью детских книг

Источник: https://unsplash.com/photos/-mCXEsLd2sU

Будучи ребенком, который может легко испугаться и взволноваться, истории — способ сбежать в другой мир.  Дети чувствуют себя героями историй и представляют, что на самом деле находятся там.  Процесс чтения, обсуждения историй и написания собственных историй помогает развивать более сильное чувство сопереживания к другим.

Существует большое разнообразие детских книг и огромный потенциал для использования этого ресурса на благо детей и для того, чтобы помочь им лучше подготовиться к своему будущему. Различные факторы могут вызвать у детей трудности с сочувствием, но даже нормально развивающиеся дети могут получить пользу от лучшего понимания опыта других. Это не только поможет им сформировать более позитивные отношения, понять самих себя и легче двигаться вперед в мире, но и принесет пользу людям, с которыми они взаимодействуют.  Помимо чтения детских книг, помогает разбор книг и размышления о персонажах — это играет большую роль в развитии эмпатии.

Несмотря на важность детских книг, исследований на эту тему не так много. Некоторые ученые обсуждают, как детские книги влияют на теорию мышления ребенка, которую Мар, Таккетт и Мур определяют как "понимание психического состояния других".  Эта идея очень похожа на сочувствие. Исследователи обнаружили, что разговоры детей в их кабинете с родителями о книгах, которые они прочитали, положительно повлияли на их способности к мышлению.

Имеются свидетельства о потенциальных положительных результатах обсуждений, которые проводятся после чтения книг с детьми. Симонс, Питерсон, Слотерсон, Рош и Дойл изучали беседы между родителями и детьми после прочтения детских книг. Их разговоры были закодированы в соответствии с тем, как они говорили о психическом состоянии героев истории. Ученые обнаружили, что разговоры о дискурсе психического состояния связаны с детским мышлением.

Существует также литература, в которой рассматривается положительное влияние нарративной терапии и библиотерапии.  Например, Бодуан обнаружил, что дети, получившие нарративную терапию, "с большей вероятностью проявляли эмпатию".

-2

Источник: https://unsplash.com/photos/KyKZNj8KtxU

Ученные исследуют пользу детских книг для развития у детей сочувствия. Одним из примеров таких исследований была еженедельная группа по арт-терапии, где было трое учеников, и у каждого из них была задержка в развитии.  У двух из них был поставлен официальный диагноз аутизма, у одного — признаки аутизма без официального диагноза. Каждая группа начиналась с чтения книги для детей, а затем проводилась беседа с детьми о чувствах героев рассказов.

Таким детям нужна помощь в определении своих собственных эмоций, прежде чем они смогут работать над более точным определением эмоций других. Их низкий когнитивный уровень и другие факторы означают, что они сталкиваются со значительными трудностями в отношениях с другими детьми по сравнению с более типично развивающимся ребенком. Им понравились книги, но было трудно вовлечь их в разговор о персонажах и их чувствах. Однако, были некоторые небольшие изменения. Самым простым было то, что они смогли лучше сидеть за столом и работать в группе. Хотя это может показаться незначительным, это важно для их навыков сопереживания, потому что для того, чтобы работать над художественным проектом со своими одноклассниками, они должны были думать о том, как много они делали, что они позволяли другим делать, и как шли на компромисс. Они также начали выделять некоторые более тонкие эмоции, хотя это началось только к концу терапии. Они начинали в основном с выявления таких чувств, как печальные, безумные, счастливые и нервные. Позже стали определять менее простые чувства, такие как смущение, разочарование, растерянность и даже любовь. Однако, когда их не мотивировали подумать подольше, они всегда возвращались к определению самых основных эмоций.

Дети также научились выражать свои эмоции через искусство. Они задумывались о том, какие чувства для них представляют разные цвета, и как линия и форма могут иметь разные эмоции. Детей попросили поделиться своими произведениями искусства с другими членами группы, чтобы они могли наблюдать, что сделали другие, и думать не только о своих одноклассниках, но и о том, что они делают. Когда детей попросили выбрать эмоции из книги, которые они могли бы представить, прочувствовать в тот момент, чтобы это были их эмоции, а не эмоции одного из персонажей. Их не заставляли выбирать другие эмоции, потому что даже взрослым иногда сложно разобраться в собственных чувствах, а детям и подавно.

Их эмоциональный выбор порой также влиял на других членов терапии. Например, у одного из детей было много проблем с поведением, и он часто сердился, когда его попросили изобразить эмоции. Другой ребенок в классе нервничал, когда видел, как реагируют окружающие дети, поэтому она могла ощущать беспокойство из-за того, как она себя чувствовала, или от того, как она хотела бы себя чувствовать, но не могла в этот момент.

Дискуссии, последовавшие за чтением рассказов, были необходимы для того, чтобы дать детям лучшее понимание того, что они чувствуют в книге.  После прочтения книги, детей просили рассказать о своих чувствах. Обсуждение долго оставалось на поверхностном уровне, если только воспитатели не подталкивали их немного, чтобы попытаться углубиться в осознании своих ощущений.

-3

Источник: https://unsplash.com/photos/4K2lIP0zc_k

Цель этого проекта заключалась в определении того, как детские книги и дискуссии после чтения могут помочь развитию сочувствия у детей.  В течение пяти месяцев с тремя детьми, которые уже установили контакт друг с другом и с воспитателем, была проведена арт-терапевтическая группа.  Полученные результаты свидетельствовали о потенциальной пользе детских книг для развития сочувствия. Несмотря на то, что у детей были низкие познавательные функции и улучшения были минимальными, рост в осознанности и проявлении эмпатии наблюдался.

Хотя исследователям пришлось замедлить процесс из-за когнитивных способностей детей, начиная с оказания им помощи в определении собственных эмоций в качестве первого шага к пониманию чужих эмоций, был заметен некоторый прогресс в их эмпатических способностях.  Обсуждение книг, похоже, способствовало лучшему пониманию детьми того, что они поняли после того, как просто прочитали книгу.