Найти тему
По крупицам

Священники не должны быть продавцами страхов!

Оглавление

Я давно хожу в храм. Стараюсь бывать на каждой воскресной литургии. Мне нравится церковная служба. Нравится прислуживать в алтаре, нравится читать апостольские послания. Нравится находиться рядом с Чашей, подавая батюшке горячую водичку для придания Святым Дарам необходимой, комфортной для причащающихся температуры. Нравится запах ладана, и мерное позвякивание кадила. Нравится когда батюшка, широко улыбаясь, щедро кропит прихожан святой водицей. Нравятся иконы, нравится целовать их благоговейно. Нравится ощущать славу Божью, нравится испытывать благодарность за жизнь и все остальные щедрые дары.

https://pixabay.com/ru/photos/священник-назад-церковь-святой-2586055/
https://pixabay.com/ru/photos/священник-назад-церковь-святой-2586055/

Мне категорически не нравится только одна вещь. Конечно, мнение моё субъективно, но это ведь не повод молчать.

А не нравятся мне воскресные проповеди. Последнее время слушаю их исключительно ради уважения к священнику и ради упражнения по формулировке возражений, которые возникают в процессе слушания.

Конечно, есть священники, проповеди которых интересны и оригинальны. А если в них есть живая богословская мысль, подчеркиваю – живая, а не высеченная в граните, как фамилия на памятнике, то это вообще замечательно. Вокруг таких священников и формируются «колонии» настоящих христиан.

Но, к сожалению, это лишь исключение из правила. Проповеди большинства священников нудны, безвкусны, банальны, да еще и, чаще всего, пропитаны казенно-деревенским благочестием, годным лишь для необразованных старушек, замученных бедностью и узостью кругозора. Нет, не подумайте, старушек я на самом деле люблю и уважаю, но они, правда, бедные. Во всех отношениях.

Стандартные кондовые проповеди звучат, словно речи членов Политбюро на Первомай. Или что еще хуже – как монолог бездарного провинциального артиста из затертого в дыры спектакля. Одно и то же, из раза в раз. Отцы еще раз повторяют прочитанный евангельский отрывок и, пыжась от ощущения собственной непогрешимости, пересказывают евангельское чтение собственными словами, попутно расшифровывая в меру своей учености или глупости, что же эти слова значат для бестолковых прихожан.

Прихожане покорно кивают головами, а те, кто не в силах слушать, просто изо всех сил пытаются не уснуть.

Знакомая картина? И знаете, что? Ведь в обычной жизни эти батюшки – веселые, говорливые и, как правило, остроумные.

Что же с ними происходит, когда они выходят на амвон? Откуда появляется эта ханжеская елейность на их лицах? Откуда, из каких глубин вылезает этот противный «баритончик», которым они начинают вещать? Вот так, благодаря такому «вещанию» животворящие истины выхолащиваются и становятся навязшим в зубах морализаторством!

Ну, это мы с вами поговорили про форму. А теперь перейдем к главному – к содержанию.

Это, товарищи мои дорогие, в большинстве случаев такой «трэш», после которого уже не удивляешься тому, что в наших храмах редко встретишь серьезных, образованных и интеллигентных людей. Но так как они, слава Богу, еще встречаются, понимаешь, что они здесь оказались не благодаря проповеди местного священника, а по другим, глубоко личным мотивам.

Что мы слышим на проповедях? Вот вам краткий сценарий:

«Сегодня мы, братья и сестры, слушали отрывок из Евангелия, где Господь наш… (далее идет описание притчи или события). Что это значит для нас сегодня? А вот что: Господь здесь снова говорит нам о нашей грешности и слабости. Поститесь вы, братья и сестры, никудышно. Молитесь не по расписанию. На службы ходите плохо. Матом ругаетесь. Думаете только о текущей жизни, а про вечность забываете. Покайтесь! Ведь все вы обязательно заболеете, умрете в муках и конечно окажетесь в аду. И поделом вам! Но возможно Бог вас помилует, хотя таких паразитов как вы, давно пора стереть с лица земли еще при жизни! Но по крайней мере, у вас есть малюсенький и дохленький шансик, что одним глазком , сидя с краю у восьмой батареи, вы кусочек рая все же увидите, после того, как бесславно помрете. А те нехристи, которые в воскресенье вместо храма на рынке ошиваются, и здесь будут корчиться в страшных муках, и в аду вечно гореть станут! Ну, с Богом! Целуйте иконы и крест…»

Я, конечно, слегка добавил градус эмоций, но ведь примерно это, только, может, чуть дипломатичнее, мы и слышим с вами на каждой проповеди! Такое вот совковое, деревенское, убогое богословие.…

https://pixabay.com/ru/photos/люди-обложка-плакать-отчаянный-314481/
https://pixabay.com/ru/photos/люди-обложка-плакать-отчаянный-314481/

Словно не священники это вовсе, а продавцы страхов. Бойся, бойся, бойся.… Бойся Бога, бойся царя, бойся местного попа…

Но ведь, хорошие мои, христианство это не религия страха. Ни разочку. Это весть о вечной счастливой жизни, о любви, о правде, о бесстрашии. Разве не так?

https://pixabay.com/ru/photos/дивеево-церковь-православный-россия-140542/
https://pixabay.com/ru/photos/дивеево-церковь-православный-россия-140542/

И об этом мы обязательно поговорим с вами в будущих публикациях.