Найти тему
Живая Речь

Как мы говорим?

Вы когда-нибудь задумывались, насколько крут наш мозг?
Вы когда-нибудь задумывались, насколько крут наш мозг?

Речевой аппарат состоит из трех частей: центральной (головной мозг), проводящей (нервы) и периферической (ротовая полость с органами артикуляции). Идея высказывания в ее сжатом первоначальном варианте зарождается в самом главном отделе головного мозга - коре, а именно в ее передней части - лобной доле. У большинства людей ответственным за речь является левое полушарие коры головного мозга. В нем имеется более семи различных центров речи, каждый из которых выполняет свою функцию. Итак, зародыш высказывания из верхней части левой лобной доли перходит в ее нижнюю часть, так называемый моторный центр речи - центр Брока. Из всех речевых центров он был открыт первым ещё в 1865 году французским хирургом и антропологом Полем Брока. В нем происходит множество преобразований речевого зародыша, в результате которых появляется готовая грамматически оформленная фраза, состоящая из нужных слов, которые в свою очередь состоят из последовательности звуков. Из этого центра по проводящим путям, сначала через глубины мозга, а затем и за его пределами, летит задание к органам артикуляции. Этот центр высылает звуки один за другим, в четко определенной последовательности, и так, чтобы переход от звука к звуку был плавным и незаметным. Человек произносит фразу. Но на этом работа мозга отнюдь не закончена! От органов артикуляции - языка, щек, мягкого неба и др. - тут же мгновенно от каждого произносимого звука отравляются импульсы обратно в мозг. По проводящим путям они доходят снова до коры головного мозга, но уже в другую - теменную долю, а именно - в ее нижнюю часть. В этом центре происходит сверка ощущений, идущих от органов артикуляции, по каждому отдельному звуку с планируемым изначально. Это второй, не уступающий по важности центру Брока, центр моторной речи. Если ощущения от органов артикуляции не могут по какой-то причине быть обработанными для сверки, цепь не замыкаетмя и возникают яркие речевые нарушения. Но это еще не конец обратной связи. Последовательность звуков, кодирующая слова и фразы, через слуховой аппарат воспринимается не только собеседником, но и самим человеком. Импульсы от уха через проводящие пути бегут в височную долю коры головного мозга, где находится еще один центр речи - центр Вернике. Он был открыт тоже очень давно, в конце 19 в. Эта зона отвечает за восприятие речи. Если она повреждается, то мозг утрачивает способность понимать обращенную речь и контролировать свою собственную. Цепочка не замыкается, и при вроде бы сохранном моторном аппарате человек говорит "всё не то", его речь становится похожей на словесный салат, куда попадают первые попавшиеся слова и их обрывки. Но это и это еще не все центры речи! Например, в затылочной доле коры, на ее стыке с теменной и височной, располагаются еще 2 центра. Один отвечает за "память" на образы слов. При его повреждении, человек бесконца мучительно вспоминает нужные слова, они "крутятся на языке", но постоянно ускользают и не произносятся. Иногда, в легком варианте это можно наблюдать и у здоровых людей при переутомлении и перегрузке. Еще один центр, его сосед, отвечает за правильную интерпретацию грамматических конструкций (сын отца, береза выше шиповника и др.) Если он повреждается, человек сохраняет способность понимать отдельные слова и простые фразы, но начинает испытывать затруднения, когда в словах появляются грамматические отношения.
Все повреждения центров коры головного мозга ведут к развитию сложного системного нарушения речи -
#афазии.
Кроме коры головного мозга, большое значение имеет состояние проводящих путей. Если хоть один из нервов - в глубинах мозга или за его пределами - повреждается, то импульсы от коры доходят к органам артикуляции в искаженном виде, что опять-таки выглядит как речевое нарушение, которое носит название -
#дизартрия. О нем мы скоро обязательно поговорим отдельно.

#речь #головноймозг #какмыговорим#логопед #афазия #дизартрия #инсульт