Комментарий к журналу евангельских христиан-баптистов «Христианин», поступившему в редакцию радиостанции «Радонеж». Москва. 1992.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, апрель 2016.
Дивное зрелище, братья и сестры, представляет журнал «Христианин». Я не его читатель. Но мне в руки действительно случайно попал второй номер текущего, 1992 года. Учредитель журнала — издательство «Протестант», это издание евангельских христиан-баптистов.
Первым дело я пришел в изумление и восторг от последней страницы обложки. Цитирую: «Дорогие друзья, ваши пожертвования помогут сохранить журнал в год экономического кризиса». Приводится банковский счет, и все это напечатано на фоне одного из замечательнейших монастырей Тверской земли, Ниловой пустыни преподобного Нила Столобенского. Узнаю ее знакомый дивный силуэт: собор, колокольню, надвратную церковь преподобного Нила, архиерейскую пристань. Замечательное место. Удивительно красиво, но при чем оно здесь?
Я никогда не знал, что на Столобном острове была община евангельских христиан-баптистов, и сомневаюсь, что ошибаюсь. Если мне кто-нибудь укажет, что я не прав, я принесу свои извинения и с удовольствием опровергну этот материал. Но, по-моему, никогда. Я также никогда не слыхал, что евангельские христиане-баптисты принимали участие в строительстве этого архитектурного ансамбля и в созидании одной из почитаемых российских святынь. Так зачем же здесь это?
А затем, чтобы красивая картинка подействовала на чувство прекрасного. Глядишь, люди посмотрят и воскликнут: «Ах, как хорошо! Какой замечательный христианский ансамбль! Пожалуй, надо пожертвовать». Тут же не сказано, что это не те христиане и что с культурными достижениями, с прекрасными произведениями искусства у этой христианской общины, мягко говоря, слабовато. Потому можно перепутать, глядишь, и денег дадут.
А теперь вторая страница обложки. Цитирую: «Где Дух Господень, там свобода! Славянской душе всегда было тесно в рамках, которые устанавливала для нее огосударствленная церковь».
Поразительно! Вот уж поистине правая рука не ведает, что делает левая. Только что вы прикрыли свой призыв к «спонсорам», как мы теперь говорим, фотографией православного монастыря, а теперь оказывается, что славянской душе в нем было тесно. Может быть, «славянской душе было тесно», и потому она убежала из православного монастыря, а в него вселились евангельские христиане-баптисты? Ну, если они все в монахи пойдут, то я, ей-богу, был бы рад отдать им не один, а много монастырей ради спасения их душ.
На этой же второй странице, где «огосударствленную церковь» не забыли пнуть, фотография нового молитвенного дома, созидаемого в Красноярске. Он центрический, судя по фотографии, и увенчан русской главкой луковичной, на которой, вероятно, все-таки будет крест. И снова хочется сказать: «А-я-яй! Но ведь своей-то архитектуры нету! Своей символики нету! Имитируем потихонечку русский православный храм?» Да пусть имитируют! Мы даже помогли бы евангельским христианам, помогли бы культурным опытом, архитектурной традицией. Но зачем же тут же, на этой же странице, которая свидетельствует о вашей вторичности, вашем эпигонстве, оговаривать «огосударствленную церковь»?
Понятно, что имеют в виду авторы журнала, авторы текста под «огосударствленной церковью». Конечно русское православие. Да, двести лет пытались огосударствить нашу церковь, но так и не смогли. Кстати, главка на вашем молитвенном собрании неуместна. Луковичная глава символизирует молитву и формой свечи огонь таинств, на который опирается крест. Главка соответствует наличию престола в православном храме. И если престолов несколько, то над каждым из них выводится отдельная глава. А ведь в этом молитвенном собрании престола не будет и быть не может, как не может быть и жизни таинств. Еще раз ай-я-яй!
Теперь обратимся к перечню разной информации. Если бы были одни картинки, я бы вообще к ней не обратился. Но вот текст, который я вынужден прочесть целиком:
«Югославия. Церкви в руинах. 348 церквей в Хорватии повреждены или разрушены в ходе боев между сербами и хорватами. Отряды сербов обстреливали монастыри и соборы, представляющие большую историческую и архитектурную ценность. В руины превращены 10 католических и 7 протестантских храмов. Петр Кузьмич, основатель и директор Евангелической семинарии Югославии сообщает, что повреждено 20 протестантских церквей, в том числе старейшая на Балканах — венгерско-реформатская близ города Дарувара».
Посмотрите, на чем эта протестантская община западного происхождения акцентирует внимание: «Отряды сербов обстреливали монастыри и соборы». Но мы с вами не разучились считать. Приведенные цифры протестантских и католических церквей дают в сумме 37. 348 минус 37 всегда было 311. То есть, 311 православных церквей Хорватии уничтожены западными христианами, преимущественно римо-католиками, а западные христиане, обосновавшиеся в нашей стране, евангельские христиане-баптисты, присоединяются к хуле на православных сербов, подвергающихся избиению в собственном отечестве. Некрасиво! Тем более некрасиво в православной стране, которая может и не забыть ваших выпадов.
Еще одна информация на той же странице 63: «Греция — страна, закрытая для евангелизации». Я подозревал, что Греция была евангелизирована еще святыми апостолами в I веке нашей эры. Ну, конечно, не вся поголовно. Но то, что в апостольский век там уже были христиане, видимо, никто не станет оспаривать. Есть даже святые греки среди первых христиан, например, святой апостол и евангелист Лука, сподвижник апостола Павла, или святитель Дионисий Ареопагит, афинянин.
Читаем дальше: «Туристы-христиане любят эту страну. Между тем здесь действует порядок, согласно которому каждый гражданин должен указывать свою религиозную принадлежность в удостоверении личности. Эта графа принимается во внимание, если человек поступает на службу в государственное учреждение. Неправославных не принимают. Не допускают таковых и к преподавательской деятельности. Законы пропитаны православным эллинским национализмом». Интересно, а при чем тут национализм? Разве православие — это национальная религия, а не вселенская церковь? Далее: «Эти законы были приняты в 1936-40 годах во время диктатуры генерала Иоанниса Метаксиса (правильно: Метаксас, но читаю так, как написано). Они действуют и сегодня. В 1991 году генерал был пожалован православного клира. Было возбуждено несколько сот судебных дел, и нарушители законов были наказаны. Будущее религиозных свобод в этой стране зависит от того, как скоро и окончательно церковь будет отделена от государства. В стране, кроме 9,7 миллиона православных, насчитывается 85 тысяч протестантов, а также 150 тысяч мусульман». Я прочитал все.
Итак, страна, ухитрившаяся, несмотря на усилия миссионеров, а до того на турецкое владычество, в XX веке на турецкую агрессию, которой потворствовали страны «цивилизованного Запада», чему не возражали западные христиане, закрыта для их «евангелизации».
Ну что же, братья и сестры, думаю, вы внимательно выслушали цитату. А если нет, то посмотрите сами второй номер журнала «Христианин». Там нас ждет упрек. На примере Греции мы с вами видим, какой должна быть Россия и какой она не является. Мы с вами, право, худшие христиане, чем греки. Ну что ж, нам это предстоит восстанавливать.
И раз уж журнал евангельских христиан позволил себе явные антиправославные выпады, то я тоже припомню кое-что. Я припомню, что евангельские христиане-баптисты распространились в нашем Отечестве вслед за революцией, на гребне революции, при поддержке революционных властей первое время. В Москве не было общины христиан-баптистов, теперь она есть. Она занимает чужой молитвенный дом. Это здание не было ее зданием до революции. Но не это главное.
В конце 70-х годов я видел картину в собрании Музея атеизма и религии в оскверненном Казанском соборе Санкт-Петербурга. Там действительно дивное собрание. И музей этот как музей религиоведения обязательно должен быть сохранен и получить приличное, разумеется, светское здание. Так вот, зашел я в сектантский отдел и увидел картину. На картине был изображен Спаситель, избивающий пороки во время своего второго славного пришествия. Наряду с такими пороками, как сребролюбие, блудодейство там присутствовали и государство Российское, и государственная церковь. Они вполне узнавались в картинках, они были персонифицированы, хоть и омерзительно карикатурно. Но что самое интересное, изображению Спасителя (я не могу сказать «Спасителю») на этой картине придали удивительно злой лик. Изображение Спасителя избивало эти пороки, в том числе нашу церковь огненным жезлом, увенчанным пламенеющей пятиконечной звездой.
Оглавление и поддержка