Найти тему
Кораблестроение

Что делать, если отсек корабля затопило или как обеспечить живучесть корабля?

Вы знаете, что нужно делать, когда в корпусе пробоина, и уже затоплен один отсек?

Нужно затопить еще один отсек!

Многим людям, которые очень далеки от темы устройства судна и его динамических свойств, это покажется очень большой глупостью, да и знаменитый закон ученого Архимеда твердит нам о том, что наше судно стремительно будет погружаться на морское дно, вниз, если оно будет вдруг сильно тяжелее.

Да-да все так и есть, но умные кораблестроители все продумали и просчитали... Но про ватерлинии мы поговорим в следующий раз (на корабле их не 1, и даже не 2).

Как же так выходит с затоплением отсеков? Давайте разберемся.

броненосец"Русалка"
броненосец"Русалка"

Летом 1869 года броненосная лодка эскадры Балтийского флота "Русалка", на которую был назначен молодой 20-тилетний Макаров, слегка коснулась своей частью о камень и получила пробоину.

Моряки посадили корабль на мель, чтобы не остаться без него.

Только после перемещения корабля на мель экипажи других кораблей помогли с откачкой воды и с заделыванием пробоины.

Этот случай впечатлил Макарова: корабль мог затонуть из-за малейшего повреждения. Офицер стал думать над живучестью корабля и понял, что есть много недостатков. Например, самое главное это то, что помпы, с помощью которых осушали помещения, не могли откачать воду из носовой части, они откачивали ее из машинного отделения и пространства около него, где и были установлены.

-3

Молодой Макаров изучил много литературы, но мало что нашел. Понятия "живучесть" и "непотопляемость" в те времена были размыты.

В итоге после долгих анализов и логических выявлений проблем Макаров опубликовал свою работу, в которой были 4правила, при соблюдении которых корабль не выходил бы из строя полностью.

1.Командир судна должен управлять посадкой корабля - то есть затоплять нужные отсеки, которые являются противоположные поврежденным.

-4

Макаров писал:

«Дифферент <разница между осадками корабля носом и кормой> затрудняет маневрирование, крен затрудняет стрельбу из орудий, стало быть, если бы можно было заполнить водой клетку <отсек>, противную пробитой, то тем увеличили бы боевую силу».

2.Необходимость полной герметичности всех отсеков в корабле. Также необходимость создания водонепроницаемых переборок и палуб.

3.Специалист-моряк должен уметь просто вычислять место пробоины по уровню воды в специальных трубках.

4. На корабле должны быть специальные пластыри, которыми можно было бы закрыть пробоину.