Вы знаете, что нужно делать, когда в корпусе пробоина, и уже затоплен один отсек?
Нужно затопить еще один отсек!
Многим людям, которые очень далеки от темы устройства судна и его динамических свойств, это покажется очень большой глупостью, да и знаменитый закон ученого Архимеда твердит нам о том, что наше судно стремительно будет погружаться на морское дно, вниз, если оно будет вдруг сильно тяжелее.
Да-да все так и есть, но умные кораблестроители все продумали и просчитали... Но про ватерлинии мы поговорим в следующий раз (на корабле их не 1, и даже не 2).
Как же так выходит с затоплением отсеков? Давайте разберемся.
Летом 1869 года броненосная лодка эскадры Балтийского флота "Русалка", на которую был назначен молодой 20-тилетний Макаров, слегка коснулась своей частью о камень и получила пробоину.
Моряки посадили корабль на мель, чтобы не остаться без него.
Только после перемещения корабля на мель экипажи других кораблей помогли с откачкой воды и с заделыванием пробоины.
Этот случай впечатлил Макарова: корабль мог затонуть из-за малейшего повреждения. Офицер стал думать над живучестью корабля и понял, что есть много недостатков. Например, самое главное это то, что помпы, с помощью которых осушали помещения, не могли откачать воду из носовой части, они откачивали ее из машинного отделения и пространства около него, где и были установлены.
Молодой Макаров изучил много литературы, но мало что нашел. Понятия "живучесть" и "непотопляемость" в те времена были размыты.
В итоге после долгих анализов и логических выявлений проблем Макаров опубликовал свою работу, в которой были 4правила, при соблюдении которых корабль не выходил бы из строя полностью.
1.Командир судна должен управлять посадкой корабля - то есть затоплять нужные отсеки, которые являются противоположные поврежденным.
Макаров писал:
«Дифферент <разница между осадками корабля носом и кормой> затрудняет маневрирование, крен затрудняет стрельбу из орудий, стало быть, если бы можно было заполнить водой клетку <отсек>, противную пробитой, то тем увеличили бы боевую силу».
2.Необходимость полной герметичности всех отсеков в корабле. Также необходимость создания водонепроницаемых переборок и палуб.
3.Специалист-моряк должен уметь просто вычислять место пробоины по уровню воды в специальных трубках.
4. На корабле должны быть специальные пластыри, которыми можно было бы закрыть пробоину.