Родители первоклашек вчера взвешивали портфели. Я ради интереса у своей тоже взвесила - 3,8 кг. Тяжеловат, да, но в нем все учебники-тетради, сменка и физкультурная форма. Понимая, что детям придется таскать тяжести, выбирала ранец такой, чтобы:
- в него убиралось все и не надо было тащить еще что-то в руках;
- в нем были нормальные широкие лямки с застежками на груди и бедрах для распределения нагрузки;
- его было бы неудобно носить в одной руке за петельку и приходилось бы надевать на плечи в любом случае (да, я ковайная).
Пустые ранцы моих детей весят около килограмма, но за счет распределения нагрузки, носят они их нормально. Надо только объяснить, а потом следить, чтобы застегивали ремешки на груди и бедрах.
Так вот. Первоклашкины мамы вчера волновались и хотели писать в Спортлото, что-де просят решить проблему тяжелых ранцев. Как-нибудь. Ну, т.е. вот проблему они увидели, а остальное - решите за них. И сделайте это быстро, без денег и вообще. Хотя, нет - предлагали учебник по математике в классе оставлять - самый корень зла, так сказать!
Глядя на эту переписку, я понимала, что вот сейчас они реально сочинят какой-то бред, приплетя Санпины и прочее, и отправят что-то куда-то, собрав подписи. А прилетит нашей, в общем-то, ни в чем не виноватой учительнице. Решила спросить у нашего пролетарского класса напрямую, кто готов купить своему ребенку за свой счет второй комплект учебников на год? И так каждый год до конца началки?! С арифметикой все справились быстро и решили, что дети и сами это все поносят. Ранцы полегчали в момент!
Я не спорю, ранцы тяжелые и мне тоже жалко моих детей, которые все это носят каждый день и будут носить класса до седьмого. (Кажется, я к 7 классу стала забивать на ношение всех учебников и договаривалась с соседкой по парте, кто что носит) НО. Учителя мне тоже жалко, потому что я знаю, как работает эта машина исполнения писюлек - все спускают на места и влетает учителю, что недоглядел за революционным настроем родителей и не решил проблему на месте. В итоге ничего кардинально не меняется. О детях не думает никто.
Мы носили гораздо меньше - один учебник маленького формата на тонкой бумаге по предмету на год и тоненькая тетрадь. Сейчас обязательный спутник наших детей - тетрадь на печатной основе по каждому предмету, толщиной примерно с учебник. И учебник формата А4 из толстой бумаги. Сейчас учебники и материалы к ним - это бизнес. А бизнес не пойдет на уменьшение прибыли.
Школы наши тоже не рассчитаны на то, чтобы дети имели два комплекта учебников. Например, в кабинет, где учится средняя, еле впихнули 13 парт+стол учителя. Там всего 2 окна и нет места для шкафчика с этими учебниками. У старшего в классе 36 человек и парт уже 18+стол учителя+раздевалка для верхней одежды, т.к. место в раздевалке отдали под кабинет логопеда! Т.е. тоже как бы не разбежишься особо. И надо учитывать, что в нашей школе все еще есть вторая смена, так что в одном кабинете могут быть два класса. А, что если каждый будет там хранить учебники?! М? 200 книг надо куда-то втиснуть.
В общем, проблема-то, на самом деле, куда глубже и серьезней и решать ее надо системно, а не как обычно - заклеивать пластырем там, где болит.
Возможно, альтернативой выступит электронный учебник. И я не то, чтобы ЗА и не совсем ПРОТИВ. Мне кажется он будет не так удобен, как печатный, по крайней мере, для начальных классов. Хотя, времена меняются и уже мало, кто использует печатные материалы в качестве источника информации. У нас есть читалка и я даже давала старшему что-то на ней читать, но он не впечатлился. Да, чернила электронные и глаза не так сильно устают, как от других гаджетов, но он попросил книгу Настоящую.