Найти тему
Всё и обо всём

Парадокс корабля Тесея и проблемы клонирования

15 апреля 2019 года, вот совсем недавно, сгорел собор парижской богоматери, один из символов европейской цивилизации которому почти 1000 лет. Пожар полностью уничтожил крышу, деревянные перекрытия обрушил шпиль. на восстановление Нотр Дама потребуется 15 лет и 1 миллиард евро. Но деньги и время это еще полбеды, необходимые чертежи для того чтобы восстановить Нотр Дам но они почти не сохранились. На помощь, неожиданно, приходят дизайнеры assassin's creed unity. Два года они по кирпичику воссоздавали в игре Нотр Дам, чтобы вы могли посидеть на всех горгульях и на том самом шпиле. Да, разработчики специально поставили собору шпиль который появился только в 19 веке, потому что таким Нотр Дам представляет большинство людей, да и вид с него открывается отличный. И все же Нотр Дам в assassin's creed не идеален. По размерам он на 2 метра больше. Для игры это неважно, а вот в жизни очень важно, поэтому реставраторы обратились за помощью к инженерам, а те с помощью лазеров отсканировали собор с точностью до 5 миллиметров и создали 3d модель, где каждый камушек, каждая горгулья находится на своем месте. Но у меня вопрос: а зачем нужна такая точность? Франция восстановит подлинный вид Нотр Дама но не его подлинность, ведь если большая половина исходных частей будет заменены будет ли считаться новый Нотр Дам тем же Нотр Дамом или это будет уже подделка? А если взять во внимание Нотр Дам реставрировали уже несколько раз, то тогда когда он потерял свою подлинность ?

Ну а сейчас давайте разберемся что значит подлинно, а что нет.

На самом деле вопрос подлинности интересовалась у философов античности, они описывали его парадоксом которому дали имя «Корабль Тесея». Подлинно он звучит так: греческий герой Тесей с плавал на Крит и победил там минотавра, а когда вернулся в Афины, местные жители решили хранить его корабль в порту как памятник, но вот проблема, судно начало гнить и в нем меняли доски на такие же только новые одну за другой. Со временем в нем не осталось ни одной исходной доски. Вопрос: является ли этот корабль кораблём Тесея или больше нет? Если нет ,то в какой момент корабль перестал быть собой, когда заменили первую доску или когда заменили последнюю или когда заменили половину? Ситуация становится совсем парадоксальна если добавить еще одно условие: все старые доски собраны, и из них построено точно такое же судно. Какой из этих кораблей следует считать подлинным, короба из новых досок или то что собран из старых досок и еще помнят приключения героя? А если они оба идентично тому на котором плавал Тесей, значит они равны между собой и получается в нашем мире существует два абсолютно разных предмета. Кажется это парадокс. Абсолютно точно, логически, я вообще не понимаю что происходит, но давайте попробуем разрешить эту проблему. Пожар в Нотер-даме – огромная трагедия, но некоторым храмам повезло еще меньше. В конце 45-го авиация союзников практически стерла с лица земли города Дрезден. Сначала они сбрасывания фугасные бомбы которые срывали со зданий крыши, а затем зажигательные снаряды поджигающие обнаженные перекрытия. В результате образовался огненный смерч с температурой полторы тысячи градусов. От города, конечно же, почти ничего не осталось, но храм Кройцкирхе, расположенный там, до сих пор стоит. За свою историю он пять раз горел, обрушивался от ливней, его обстреливала прусская артель и совсем добило бомбардировка союзников. Но каждый раз его перестраивали, вставляя уцелевшие камни обратно на свое место.

-2

Именно эти черные камни и хранят свою историю привлекая тысячи туристов. Здешние архитекторы решили парадокс корабля Тесея по-своему: объект остается собой если в нем сохраняются старые детали. То есть эта церковь так же равна, морально равна, церкви которая стояла на этом же месте в средневековье. Но насчет библии ? Да это книга, как будто бы, спустилась к нам с небес и никогда не менялась более. Но библия тот еще корабль Тесея. Когда то в ней был только тонах, еврейское священное писание, затем к ним прибавились книги ветхого завета, потом новый завет со всеми евангелиями, еще разные апокрифы. И от того какие книги ты считаешь священными зависит православный ты католик или протестант. Но все говорят просто библия, хотя состав ее постоянно менялся. Представьте 1-й комикса о Халке в которым он был просто серым и просто очень сильным. И смотрите, проходит много лет и комикс, мировая война халка, в которую он чуть не уничтожает планету. Это два разных Халка. Да простят меня верующие за такое сравнение.

Смотрите, молодые люди выстроились в очередь за новыми кроссовками Yeezy Boost от Канье Уэста. Люди ждут дропа месяцами, а потом за сутки занимают очередь чтобы купить оригинальную модель за 16000 рублей, но можно купить и реплику без очереди за 1900. Обойдется дешевле. Но нет, им важна подлинность. При этом они могут купить ее за любые день возможное чтобы потом продать на интернет-аукционах тем кто не готов стоять в очереди но тоже хочет оригинал. Искусство и мода это вообще отдельный мир где главное авторство художника, но к нему очень много вопросов. У Энди Уорхола есть скульптура из шляпы в ворохе банкнот, но на деле если бы кто-то разбросал банкноты а потом разложил бы их точно так же это перестала бы быть произведением искусства и стало бы просто шляпой посреди кучу купюр, но Дэмьен Херст считает по-другому. Он самый известный британский художник наших дней которого недавно критиковали за то что его картины из серии «пятна» целиком рисуют помощники и как он выкрутился. Херст ответил что в каждую из картин он вкладывает душу, ведь главная идея, а идея принадлежит ему. Парадокс решается просто: на что указал автор то и принадлежит ему. Но как быть с группой «Блестящие»? В ней успело побывать разных 18 девушек, хотя в клипах было по четыре девушки, а на сцене всегда забивали на то что есть еще одна и пели только в троем. У виагры тоже переполох. Там пeли 16 девушек в 17 разных сочетаниях. А в 2013 году ненадолго появилась «вторая» виагра и всем глубоко плевать кто там на сцене. Представьте, 16 разных вокалистов вместо Ильича в little big, не могу себе представить. Но почему все могут представить себе виагру в другом составе? Все дело в идее. Если четыре девушки одетые в стиле гламура нулевых и поют песни с экрана телевизора то это и есть блестящие, а если они нарочито пошло выглядят - не сомневайтесь, перед вами виагра.

А вот теперь серьезно. Парадокс Тесея это не только про архитектуру, искусство, а про нас самих. Его решали не только музыкальные продюсеры или художники, также поэты и писатели и сценаристы, хотя вопросов они конечно оставляли за собой еще больше чем давали ответов. Помните железного дровосека и из волшебника изумрудного города? У него есть имя – Ник Чопер. Он был простым лесорубом, но ведьма заколдовала его топор и тот стал отрубать его конечности. Он потерял руки, ноги и кузнец каждый раз заменял их механизмами. Сейчас мы бы назвали такое существо киборгом, но писатель Фрэнк Баум в 1900-м году не знал таких слов, но он знал как докрутить сюжет до абсурда. В одной из книг железный дровосек находят старую любовь но узнает что она вышла замуж за парня сшитого из его рук ног туловища и всего остального. Кого теперь любить? Действительно странная ситуация. Мне она напоминает случай со скандальным хирургом Серджио Канаверо. Он уже много лет обещает пересадить голову русского программиста Валерия Спиридонова прикованного к инвалидному креслу. Хотя до конца не понятно чем это считать: пересадкой головы или тела. Многие считают его мошенником, но даже без этого случая уже сейчас на земле живут много людей которые заменили части тела. Это люди с протезами конечностей. Но что если у этих люди постепенно заменять каждую часть тела? И вот когда части тела будут заменены на 95 процентов, юридически, эти люди будут оставаться собой ? И как например застраховать их тела? Ведь нужно будет разобраться в какой момент их тело перестало быть собой и стало чем-то другим. А как быть с тем фактом что мы сами представляем музей самих себя, ведь клетки нашего тела постоянно обновляются. Эпителии желудка и кишечника полностью обновляются за несколько дней, печень генерируется примерно за год и только некоторые нейроны, например, в зрительной коре остаются на месте. И все же 95 процентов «досок» внутри нас уже не те. Значит ли это что младенец которого вынесли из роддома ваши родители не является вами, а на его месте уже другой человек? Возможно нам стоит обновлять брак каждые 20 лет, заключенных которые чистили долгий срок уже отпускать из тюрьмы ведь это совсем другие люди. В этом и есть главная проблема клонирования. Какими правами должен обладать новый организм собранный из новых клеток по чертежам старого? И это не фантастика. 800 собак за 10 лет воскресила корейская компания Sooam Biotech, точнее клонировала, но использовала при этом биоматериал умерших накануне питомцев. Так владельцы собак надеялись дать им вторую жизнь. Вот что получилось:

-3

Смотрите довольно сносно. Так есть ли решение у парадокса? Все зависит от того как вы смотрите на вещи. Если мы решаем что корабль остается самим собой только если его первоначальные элементы на месте, то нужно признать что при замене даже одного его элемента он становится уже другим. Получается и я не являюсь собой, ведь мои клетки внутри меня уже после 2 секунд обновились. Нелогично. Но противоположная позиция тоже неправильная: считать подлинными любые копии нельзя, ведь тогда они равны между собой и настоящей подлинности не существует. Для юристов этот парадокс решили древние римляне когда изобрели юридическое лицо. Представьте, римские легионы завоевывали одни территории за другими, даже дошли до Британии. Вот только в сражении бойцы погибали и на их место становились новые, то есть личный состав легионов постоянно менялся но он считался все тем же регионом, юридическим лицом, которое сохраняет свою силу даже если его элементы постоянно меняются. От древних римлян этот закон пошел по всему миру и дал начало новым брендам, кроссовкам за которыми выстраиваются очереди, музыкальным группам постоянно меняющимся состав и даже Парижу с его визитной карточкой Нотр-дамом. Получается, люди договорились считать вещи подлинными если в них сохраняется изначальная суть или идея, и вот тут начинается самое интересное. А задумайтесь, почему мы вообще паримся о подлинности Nike или Supreme? Откуда у нас такая такое желание наделять все сущностями ? Ученые ставили эксперименты на тех кто еще доверяет своим инстинктам, на детях. Детей убедили что есть копировальная машина которая копирует все что в нее положить и предлагали им ее испытать. Дети с удовольствием копировали ложки, вилки но на самом деле ученые просто клали вилки из одного и икеевского набора. Дети не сомневались в том что копировальная машина работает. Когда детям предложили клонировать хомячков, ученые подкладывали другого, но очень похожего, хомячка и дети уже не хотели дружить с этим хомячком потому что это другой хомячок у него другая душа. Но самое интересное произошло когда детям предложили клонировать их собственные игрушки, любимые игрушки. Они наотрез отказывались делать это, ведь потом непонятно где настоящая где нет, с кем идти спать. А если возьмешь ненастоящую? Все, это трагедия. Понимаете? Когда дети привязались к животным или к игрушкам они наделяю и невидимые сущностью которой не было у других. Получается у нас в природе коллекции футболок футболистов, идолы первобытных племен, мощи Ленина за которыми выстраиваются очереди и конечно же supreme, nike и прочие бренды. Все это не более чем сущности, которые мы сами наделили ценностью.

Если вам понравилась статья не забывайте оценить её. И подписывайтесь на нас что бы не упустить все самое интересное.