В течение последнего десятилетия во всем мире все больше внимания уделяется обеспечению соблюдения прав женщин. Эти права доступны каждой, независимо от национальности, расы, цвета кожи, пола, религии и расы в соответствии с нормами международного права.
Однако в практическом плане существуют определенные проблемы с возможностью судебного разбирательства и постепенной реализацией этих прав на всех уровнях, поскольку права женщин рассматриваются как простые устремления или цели.
Международно-правовая база прав женщин.
- Устав ООН (1945 г.)
Народы ООН преисполнены решимости вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых государств и с этой целью использовать международный механизм для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.
Статья 55 Устава ООН предусматривает, что Организация Объединенных Наций содействует "всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии" и условий экономического, социального и культурного развития. В статье 56 все члены Организации Объединенных Наций обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с организацией для достижения целей, изложенных в статье 55. Когда статьи 55 и 56 читаются вместе, они четко определяют ответственность государств за содействие уважению и соблюдению прав человека, как указано в статье 55.
- The Universal Declaration of Human Rights (1948)
В 1948 году ООН кодифицировала права человека во ВДПЧ. ВДПЧ была принята в самом начале существования ООН, но не является юридически обязательным документом. ВДПЧ должна была действовать в качестве "общего стандарта достижений для всех народов всех стран". Статьи 3-21 устанавливают гражданские и политические права, в то время как статьи 22-27 касаются прав женщин.
Статья 2 гласит, что каждый человек имеет право на пользование правами человека и основными свободами, провозглашенными в настоящей Декларации, без дискриминации. Самой новаторской частью ВДПЧ стал ее четвертый раздел, в котором статьи 2227 защищают права женщин в качестве основных прав. Добавление прав не рассматривалось как уступка Советскому Союзу, настаивавшему на перечислении этих прав; скорее, оно рассматривалось как преднамеренное включение прав, сформулированных в конституциях по всему миру.
Сегодня типичное западное правительство тратит около половины своих ресурсов и пятую часть внутреннего экономического производства страны на социальное страхование. Значительная часть этих социальных расходов направлена на реализацию экономических, социальных и культурных прав. Подавляющее большинство идет к осуществлению пункта 1 статьи 25 ВДПЧ, в котором говорится:
«Каждый человек имеет право на уровень жизни, достаточный для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, включая питание, одежду, жилье и медицинское обслуживание и необходимые социальные услуги, и право на безопасность в случае безработицы, болезни, нетрудоспособности, вдовства, пожилого возраста или других неконтролируемых причин.»
Это положение более подробно изложено в статьях 9, 11 и 12 МПЭСКП. Пособия по безработице и программы по рынку труда направлены на реализацию пункта 1 статьи 23 Декларации и статей 6 и 7 Пакта. Кроме того, поскольку эти данные не включают расходы на образование (статья 26 Декларации и статья 13 МПЭСКП), они существенно недооценивают расходы на экономические и социальные права. Согласно расходам государственного бюджета, основным видом деятельности западных государств является продвижение экономических, социальных и культурных прав.
- International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights (1966)
МПЭСКП был принят в 1966 году и введен в действие в 1976 году. МПЭСКП занимает центральное место в международном правопорядке в области прав человека, являясь частью Международного билля о правах человека. МПЭСКП воплощает в себе юридические обязательства, закрепленные в статьях 22-27 ВДПЧ, гарантируя в 10 основных статьях права человека на труд, справедливые и равноправные условия труда, членство в профсоюзах, социальное обеспечение и защиту семьи, достаточный уровень жизни, здравоохранение, образование и участие в культурной жизни.
Хотя МПЭСКП не проводит четкого различия между социальными и культурными правами, экономические права относятся к праву на собственность, праву на труд и праву на социальное обеспечение. Право на труд означает возможность получать заработную плату в безопасной среде и подтверждает свободу организации и ведения коллективных переговоров (статьи 17, 22, 23, 25 ВДПЧ, статьи 6,7,8,9 МПЭСКП).
Социальные права - это права, необходимые для обеспечения достаточного уровня жизни, включая право на питание, жилище, здоровье и образование. Право на образование поощряет бесплатное и обязательное начальное образование и равный доступ к среднему и высшему образованию. (Статья 25 ВДПЧ и статьи 11, 12, 13, 14 МПЭСКП). Предположение о том, что права женщин требуют различных обязательств и механизмов правоприменения, легло в основу решения о разработке проекта этих двух документов отдельно МПГПП (1966 год) и МПЭСКП.
Среди прочего, это предположение было основано на том, что в отличие от гражданских и политических прав, права женщин не могут быть реализованы незамедлительно. Скорее, они могут быть реализованы постепенно. МПЭСКП содержит "некоторые из наиболее значимых международно-правовых положений, устанавливающих женские права". МПЭСКП определяет меры защиты, включая право на труд, справедливую и адекватную занятость, образование, социальное обеспечение, адекватное психическое и физическое здоровье, надлежащее жилье и приемлемый уровень жизни.
Право на социальное обеспечение и социальное страхование гарантируется статьей 9. Статья 10 гарантирует право на защиту и помощь семьи. Другие гарантируемые права включают право на достаточный жизненный уровень, право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
- The Optional Protocol to the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights (OP-ICESCR)
Эта историческая веха также ознаменовала собой еще одно достижение универсальной системы прав человека. ФП к МПЭСКП предусматривает создание механизма подачи индивидуальных жалоб в связи с нарушениями государством прав женщин. В соответствии с этим механизмом рассмотрения жалоб сообщения могут представляться Комитету отдельными лицами или от их имени с их согласия (статья 2 ФП к МПЭСКП). Этот новый механизм подотчетности государства подчеркивает роль ЭСКП как неотъемлемой части "тенденции к большему признанию неделимости и взаимосвязанности всех прав человека". Эти инструменты конкретно относятся к женщинам.
Женские права часто рассматриваются как фактически второсортные права, как цели, не имеющие законной силы, неоправданные и подлежащие постепенной реализации в течение долгого времени. Однако такие перспективы не учитывают постулат глобальной системы прав человека, сформулированный еще в 1948 году с принятием ВДПЧ, а именно, что неделимость и взаимозависимость гражданских и политических прав и прав женщин являются основополагающими принципами международного права прав человека. Эта точка зрения неоднократно подтверждалась, в последний раз на Всемирной конференции по правам человека в 1993 году.
Существуют различные мнения о возможности отстаивания прав женщин в суде, и в этом контексте были сформулированы Маастрихтские руководящие принципы. Однако реализация Маастрихтских руководящих принципов и МПЭСКП представляет собой серьезную проблему для государств. Государства могут обеспечивать уважение и защиту женщин, принимая во внимание специальные меры. Постепенная реализация прав требует практических и конкретных шагов со стороны государств, направленных на защиту на глобальном уровне. Эти права должны полностью соблюдаться в качестве принципов политики и осуществляться всеми государствами и всеми лицами без какой-либо дискриминации.