В области экологической психологии изучается влияние окружающей среды на поведение человека, а также влияние нашего поведения на эту среду. Поведение человека в значительной степени определяется средой, в которой оно происходит, и ресурсами, существующими в этой среде.
Вступление
Было доказано, что реакция человека на экологические стимулы зависит от нескольких факторов, включая:
- ландшафт и его сложность, новизну и структуру;
- индивидуальный и их прошлый экологический опыт, количество времени, проведенное в окружающей среде, их способность определять структуру экологического ландшафта, их индивидуальные особенности и их сенсорные связи с окружающей средой.
В 1986 году Эдвард О. Уилсон опубликовал книгу "Биофилия" (1986), в которой он ввел термин "Биофилия", чтобы описать то, что он считал необходимым для современных людей в контакте с природой.
Уилсон предположил, что эта необходимость является следом притяжения ко всем живым существам, с которыми сталкивались наши предки. Он также считал, что мы обладаем генетической предрасположенностью к этому притяжению.
В конце концов, когда мы осознали разницу между человеком и другим видом, более специфическое притяжение к собственному человеческому роду заменило более общее притяжение ко всем живым организмам.
Ничего из того, что осталось от прежнего притяжения ко всем живым организмам, не осталось без внимания людей благодаря позитивным психологическим реакциям, возникающим вокруг них в процессе эволюции.
Эта укоренившаяся близость к окружающей природной среде и живым существам помогает объяснить наше предпочтение архитектуре и проектам, которые в той или иной степени объединяют элементы природы.
Реакции на окружающую среду
Несмотря на нашу человеческую привязанность к природной среде, природа может быть слишком много встроена, например, в архитектуру и дизайн. Когда это происходит, она вызывает такой же стрессовый отклик, как и в случае, когда в искусственной среде слишком много однородности.
Была разработана модель для определения предпочтительного баланса антропогенной и природной среды, используя положительные физиологические реакции для определения этого баланса. Их модель разбивает возможные эмоциональные реакции на окружающую среду на четыре категории: возбуждающие и невозбуждающие, приятные и неприятные.
Эти эмоциональные категории были использованы для классификации различных слов, используемых для описания своих эмоций.
Когда окружающая среда вызывает неприятные ощущения, мы чувствуем панику и напряжение, и наша симпатическая нервная система активизируется. Аналогичным образом, когда окружающая среда неприятна, мы чувствуем себя невозмутимыми и скучными.
Скука также приводит к стрессу. Когда окружающая среда приятна, она может либо вызывать возбуждение (заставляя чувствовать себя возбужденными, вызывая выделение химических веществ, таких как окситоцин), либо не вызывать возбуждения (заставляя чувствовать себя приятно расслабленными и спокойными, помогая нашей нервной системе работать нормально).
Независимо от того, на какую сторону спектра приходится окружающая среда, крайность с обеих сторон вызывает у нас чувство дискомфорта. Это вызывает физиологическую реакцию, которая заставляет нас искать либо снижение возбуждения, либо сенсорное улучшение. По этой причине люди будут искать такую среду обитания, которая кажется им самой приятной и наименее стрессовой.
Заключение
Важно отметить, что каждый человек имеет свои предпочтения и свою реакцию на экологические стимулы, обусловленные сложностью, необъективностью и прошлым опытом. Независимо от индивидуальных особенностей, люди отдают предпочтение благоприятной (вызывающей или не вызывающей беспокойство) среде.
Одним из преимуществ возбуждающей и приятной атмосферы является то, что она стимулирует умственную деятельность. Это оказывается важным архитектурным и психологическим соображением в нашей застроенной среде.
На самом деле, обработка информации является отдельной теорией экологических предпочтений, которая предполагает, что мы предпочитаем среду, предоставляющую нам достаточное количество информации для обработки.
Применение этих знаний позволяет легко понять, почему упрощенный и невообразимый дизайн непосредственно после Второй мировой войны не сохранился, а богато оформленная архитектура с классическими колоннами сохранилась на протяжении веков.