Картина была написана парижским импрессионистом Эдуардом Мане в 1863г. Во время первой выставки зрители пытались в нее плюнуть, испортить и советовали не допускать к полотну беременных женщин. Но, как обычно бывает, в наше время работа считается гениальной. Как же так? Почему у современников припекло настолько, что картину пришлось переместить под потолок в самую дальнюю часть выставки? Разберемся.
На первый взгляд все достаточно невинно: обнаженная девушка с проникновенным взглядом, перфектная композиция и отлично подобранная цветовая гамма, все выглядит гармонично и приятно. Но тут, конечно, стоит покопаться в деталях. Для начала нужно понять в каком состоянии находилась живопись в 70-ых. Для примера посмотрим на одного из популярных художника того времени в Париже.
Собственно, уже можно ощутить разницу. Бугро любил изображать в своих работах богинь, ангелочков и женщин в целом. Сейчас я не буду углубляться, но на одну деталь нам стоит обратить внимание - фотографическая точность, с которой писал Бугро поражает в такой же степени, как и поражала его современников. Интеллигенция просто обожала его картины и его самого. Тут мы уже понимаем на что заточен глаз у зрителя того времени.
В Олимпии же смогли рассмотреть лишь "угловатое тело" и "руку, походящую на жабу" кто-то был уверен, что Мане откровенно бредит и забыл, что да как рисуется. Мане, используя собственный стиль, не прорисовывал границы темного/белого от чего девушка казалась необъемной, особенно на фоне работ Бугро.
Следующая деталь - название/композиция. Дело в том, что имя "Олимпия" часто носили элитные проститутки Парижа, хоть Мане и не вкладывал такой смысл, но парижанам было все понятно. Композиция же в точности повторяет работу Тициана "Венера Урбинская".
Зритель не понял: ненормальный Мане хочет выдать кривую проститутку за богиню. Что, блин, с ним не так?
Но получилось, что Мане обогнал своих современников в понимании живописи и они не могли рассмотреть того, что в действительности было на холсте.
Мане не случайно изобразил Олимпию необъемной, из-за отсутствия теней девушка выделяется белым пятном в работе, что создает сильный контраст относительно фона. Таким образом, художник подчеркивает главную идею работы: в центре внимания - человек. Зачем ходить далеко, выискивать сюжеты из мифов, библии и истории Древней Греции, когда вдохновение всегда рядом, в маленькой и уютной парижской комнате. Человеку нужен человек и от этого никуда не деться, даже за пеленой романтизма. Художник приземляет зрителя от богов и ангелочков до бытового уровня, показывая, что здесь красоты не меньше. Он актуализирует искусство на современный лад, в этом и заключается вся важность полотна.
Отдельно хочу отметить этот невероятный взгляд девушки, который пробирает до мурашек. Спокойный и одновременно напряженный, безэмоциональный и одновременно очень грустный. О чем она думает? Смотрит ли она на тебя с высока или относится к тебе как к равному человеку?
Лично для меня, по своей загадочности, взгляд Олимпии не уступает Джоконде, в них даже есть что-то общее.
Так или иначе, при жизни Мане работу не признали, через 45 лет после написания работа перейдет на хранение в Лувр, а еще через 40 - по праву займет почетное место в музее импрессионизма, где зритель сможет в полной мере оценить гениальность полотна без предрассудков.
Понравилась статья? Подписывайся на канал и обязательно ставь лайк под статьей.
Хочешь узнать больше об искусстве?
Тогда подписывайся на наш телеграм-канал: Esthetic point