Некоторые литературоведческие термины могут вылететь из головы в самый неподходящий момент. Я уже пять лет готовлю учеников к ЕГЭ по литературе, до этого я два года сама готовилась к этому экзамену.
За это время у меня накопились приемы, которые значительно облегчат процесс подготовки.
1. Зверек для заучивания размеров
В 10 классе я никак не могла запомнить стихотворные размеры. Тогда мой репетитор по литературе дала мне две подсказки.
– Чтобы запомнить двухсложные размеры, вспомните, что я – последняя буква алфавита, тогда вам будет проще запомнить, что ямб – это размер с ударением на последний слог. Поскольку в двухсложных размерах в паре только два слога, хорей запоминаем методом исключения. Если ямб с ударением на последний, значит, хорей с ударением на первый слог.
– Чтобы запомнить расположение трехсложных размеров (дактиль, амфибрахий, анапест), посмотрите на этого зверька.
Он называется даман. Запомните это слово, и тогда вы сможете запомнить, на какой слог падает ударение у каждого из трехсложных размеров.
Д – первая буква в имени зверька, и, соответственно, первый ударный слог у размера дактиль
АМ – сочетание букв второе по счету в слове даман ассоциируется у нас со вторым ударным слогом в размере амфибрахий
АН – последние буквы в имени зверька – последний ударный слог в размере анапест.
Надеюсь, вы не запутались?)
2. Заучивание стихотворений на слух
Процесс заучивания информации у всех строится по-разному, но, возможно, кому-то, как и мне, будет удобнее заучивать стихотворения на слух. Готовитесь к ЕГЭ по литературе и никак не можете заучить цитаты или отрывки из стихотворений? Добавьте их в свой плейлист.
Запомнить стихотворения Сергея Есенина мне помогли разные музыкальные исполнители: "Да! Теперь - решено. Без возврата..." я выучила благодаря песне Земфиры, "Письмо к женщине" – благодаря группе The Retuses и так далее. Стихотворение Роберта Рождественского можно учить, слушая поп-исполнителя Алексея Воробьева.
Конечно, не стоит так делать абсолютно всегда, их стиль может повлиять на ваше восприятие литературы, но в качестве подспорья можно использовать такой метод.
Кстати, иногда я просто читала сама стихотворение на диктофон, добавляла аудиозапись в свой плейлист и слушала по дороге в школу.
3. Вопрос, который поможет отличить олицетворение от метафоры
Кто-то различает метафору и олицетворение интуитивно, а у кого-то с этим большие проблемы. На самом деле, их разделение в ЕГЭ по литературе не очень корректно. Но все же, как их различить?
Метафора возникает на основе схожести в чем-либо одного неживого предмета с другим. Олицетворение же, напротив, создается путем наделения изначально неживого предмета качествами живого.
Следовательно, разобраться в этом поможет один вопрос к глаголу из словосочетания или фразы, с которой вы работаете: может ли человек сделать это? Если да, то вы видите олицетворение, если нет – метафору.
Допустим, перед нами строчка из стихотворения Бродского:
Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером
подышать свежим воздухом, веющим с океана.
Закат догорал в партере китайским веером,
и туча клубилась, как крышка концертного фортепьяно.
Мы обращаем внимания на фразу: "закат догорает китайским веером". Закат делает что-то, что ему несвойственно. Он ДОГОРАЕТ. Может ли это делать человек или любое живое существо? Нет! Следовательно, перед нами метафора.
Другой пример, взятый из стихотворения Сергея Есенина :
Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.
Бубенцы зарыдали. Может ли человек зарыдать? Да. Значит, перед нами олицетворение.