Найти тему
Твой репетитор

Три лайфхака от репетитора по литературе

Оглавление

Некоторые литературоведческие термины могут вылететь из головы в самый неподходящий момент. Я уже пять лет готовлю учеников к ЕГЭ по литературе, до этого я два года сама готовилась к этому экзамену.

За это время у меня накопились приемы, которые значительно облегчат процесс подготовки.

1. Зверек для заучивания размеров

В 10 классе я никак не могла запомнить стихотворные размеры. Тогда мой репетитор по литературе дала мне две подсказки.

Чтобы запомнить двухсложные размеры, вспомните, что я – последняя буква алфавита, тогда вам будет проще запомнить, что ямб – это размер с ударением на последний слог. Поскольку в двухсложных размерах в паре только два слога, хорей запоминаем методом исключения. Если ямб с ударением на последний, значит, хорей с ударением на первый слог.

Источник картинки: MyShared
Источник картинки: MyShared

Чтобы запомнить расположение трехсложных размеров (дактиль, амфибрахий, анапест), посмотрите на этого зверька.

Источник: Pinterest
Источник: Pinterest

Он называется даман. Запомните это слово, и тогда вы сможете запомнить, на какой слог падает ударение у каждого из трехсложных размеров.

Д – первая буква в имени зверька, и, соответственно, первый ударный слог у размера дактиль

АМ – сочетание букв второе по счету в слове даман ассоциируется у нас со вторым ударным слогом в размере амфибрахий

АН – последние буквы в имени зверька – последний ударный слог в размере анапест.

Источник: презентация на сайте ppt-online.org
Источник: презентация на сайте ppt-online.org

Надеюсь, вы не запутались?)

2. Заучивание стихотворений на слух

Процесс заучивания информации у всех строится по-разному, но, возможно, кому-то, как и мне, будет удобнее заучивать стихотворения на слух. Готовитесь к ЕГЭ по литературе и никак не можете заучить цитаты или отрывки из стихотворений? Добавьте их в свой плейлист.

Запомнить стихотворения Сергея Есенина мне помогли разные музыкальные исполнители: "Да! Теперь - решено. Без возврата..." я выучила благодаря песне Земфиры, "Письмо к женщине" – благодаря группе The Retuses и так далее. Стихотворение Роберта Рождественского можно учить, слушая поп-исполнителя Алексея Воробьева.

Конечно, не стоит так делать абсолютно всегда, их стиль может повлиять на ваше восприятие литературы, но в качестве подспорья можно использовать такой метод.

Кстати, иногда я просто читала сама стихотворение на диктофон, добавляла аудиозапись в свой плейлист и слушала по дороге в школу.

3. Вопрос, который поможет отличить олицетворение от метафоры

Кто-то различает метафору и олицетворение интуитивно, а у кого-то с этим большие проблемы. На самом деле, их разделение в ЕГЭ по литературе не очень корректно. Но все же, как их различить?

Метафора возникает на основе схожести в чем-либо одного неживого предмета с другим. Олицетворение же, напротив, создается путем наделения изначально неживого предмета качествами живого.

Следовательно, разобраться в этом поможет один вопрос к глаголу из словосочетания или фразы, с которой вы работаете: может ли человек сделать это? Если да, то вы видите олицетворение, если нет – метафору.

Допустим, перед нами строчка из стихотворения Бродского:

Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером
подышать свежим воздухом, веющим с океана.
Закат догорал в партере китайским веером,
и туча клубилась, как крышка концертного фортепьяно.

Мы обращаем внимания на фразу: "закат догорает китайским веером". Закат делает что-то, что ему несвойственно. Он ДОГОРАЕТ. Может ли это делать человек или любое живое существо? Нет! Следовательно, перед нами метафора.

Фото Иосифа Бродского. Архив музея Анны Ахматовой
Фото Иосифа Бродского. Архив музея Анны Ахматовой

Другой пример, взятый из стихотворения Сергея Есенина :

Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.

Бубенцы зарыдали. Может ли человек зарыдать? Да. Значит, перед нами олицетворение.