В данной статье представлен небольшой экскурс в историю электротехнического перформанса. Истоки этого вида искусства берут свое начало в экспериментах 18 века с "животным электричеством" и "искусственным электричеством", которые часто проводились в качестве публичных демонстраций при королевских дворах и анатомических театрах.
Электрический перформанс можно охарактеризовать как театральное представление электрически управляемых человеческих тел. Можно проследить историческое развитие этого жанра, начиная с научно-технологических инноваций XVIII века и заканчивая самыми современными компьютерными элементами управления мышцами.
Типы телесных манипуляций
Телесные манипуляции, используемые в электротехническом перформансе, имеют три различных типа, все они одинаково достоверны и интересны. Каждая из них включает в себя принципиально разные концепции человеческого тела и его отношения к электромагнитному полю и заслуживает отдельного обсуждения.
- Во-первых, мы обсуждаем предметы, в которых человеческое тело рассматривается как простой материальный объект и демонстрируются его электрические свойства: способность нести электрический заряд и проводить электрический ток.
- Во-вторых, мы рассматриваем материалы, которые касаются уязвимости человеческого тела, границ его целостности. Если электрический ток слишком сильный, то он эффективно разрушает функциональную структуру организма. Наблюдение за этим явлением оказывает очень сильное, тревожное воздействие на большинство людей.
- Наконец, этот специфический вид представления предполагает возможность исследовать теоретико-информационную, кибернетическую точку зрения и рассматривает тело человека как кинематическую систему, движения которой могут управляться с помощью электрических управляющих сигналов. Эта точка зрения уже была неявной в экспериментах Гальвани XVIII века с лягушачьими лапками, но она особенно актуальна сегодня, поскольку она открывает возможность использования человеческого тела в качестве устройства отображения алгоритмов, работающих на цифровых компьютерах.
Использование Интернета
Осенью 1995 года пришло время изучить возможность дистанционного управления телом с широким участием аудитории через Интернет.
В ноябре австралийский ученый Стеларк представил фрактальное мероприятие "Плоть". Во время этого мероприятия тело Стеларка находилось в Люксембурге, а аудитория в Париже, Хельсинки и Амстердаме могла видеть и контролировать его мышцы через веб-интерфейс. В то же время Стеларк мог активировать своего робота Third Hand, а также инициировать загрузку изображений на сайт.
В декабре 1995 года Артур Елсенаар представил интерактивный интернет-спектакль rEmote, также известный как Compose Your Emoticon: Живое лицо Элсенаара в Гронингене было связано через веб-интерфейс со зрителями в Амстердаме, Делфте и Торонто, которые могли запустить его лицевые мышцы, чтобы собрать все выражения лица, которые они хотели видеть.
Эти работы демонстрируют очень интересный результат исследований: Большинство мышечно-скрепляющих движений, на которые способно человеческое лицо, никогда спонтанно не используются человеком, и многие из них не могут быть даже произведены без внешней электрической стимуляции. Алгоритмически контролируемые человеческие лица позволяют исследовать новые и необычайно сложные эмоциональные состояния.
Компьютерные спектакли
Одной из самых больших проблем в области компьютерного искусства является постановка полностью компьютеризированных танцевальных и театральных спектаклей. Представления, в которых не участвуют люди, как правило, производят довольно ограниченное впечатление на зрителей.
Эмоциональное воздействие, которое может оказывать театр, является результатом висцеральных резонансов между телами на сцене и телами в присутствии зрителей.
Таким образом, танцевальные и театральные представления с компьютерным управлением представляют собой своеобразную отличительную черту: они требуют интерфейсов, которые делают выразительные возможности человеческого тела непосредственно доступными для компьютера.
Жизнеспособные методы решения этой проблемы интерфейса существуют. Они вытекают из давней исследовательской традиции, которая с самого начала применялась во многих впечатляющих проявлениях "электротехнического перформанса".