Перстень доброго человека
Древняя столица Рязанского княжества, Рязань, разрушенная и сожженная во время татаро-монгольского нашествия в декабре 1237 года, была одним из самых богатейших культурных центров домонгольской Руси.
Городище Старая Рязань хранило и до сего дня хранит в себе немало тайн. По количеству кладов Старая Рязань занимает первое место в современной России. Особый интерес к Старой Рязани проявился в научных кругах в первой четверти XIX века, когда здесь были обнаружены великокняжеские ювелирные украшения.
В 1822 году по предписанию известного любителя древностей, государственного канцлера, графа Н.П. Румянцева, в Рязань был направлен активный член исторического общества, сотрудник Московского университета Константин Федорович Калайдович[1].
Он должен быть осмотреть тамошние окрестности, изучить обстановку и сделать опись найденным в Старой Рязани княжеским украшениям. Калайдович выяснил, что некоторые вещи из клада были проданы за бесценок частным лицам, но большая часть их все же сохранилась[2].
История уникальной находки такова. 6 июня 1822 года два местных крестьянина, отец и сын Ефимовы, были посланы на общественные работы — отремонтировать дорогу. Дело им показалось утомительным и поэтому они наняли себе в помощь односельчан.
Помощники прошли несколько десятков метров по дороге и не захотели идти дальше. Сын Устина Ефимова, Моисей, у подошвы откоса начал вспахивать сохой землю и сразу же ему попались два украшения. Моисей показал находку отцу. Когда наступил вечер, отец и сын снова пришли на удачное место[3].
Невдалеке от того места, где была сделана первая находка, стали попадаться другие украшения. Всего ими было найдено 28 вещей. К крестьянам-кладоискателям присоединился местный житель Яков Петров, который давно наблюдал за ними.
Ему удалось найти еще 6 ювелирных изделий. Священник Тихон Воздвиженский говорит о 35 найденных предметах[4]. Свои находки Ефимовы сдали в земский суд и потребовали, чтобы найденный клад стал известен правительству.
Сокровища поступили в Эрмитаж, а крестьяне получили от императора весьма значительное вознаграждение — 10 тыс. руб. У другого кладоискателя, Якова Петрова, и еще у одного неизвестного лица, найденные вещи изъял исправник. Интересно, что это не названное лицо предлагало за весь клад заплатить крестьянам сначала 60 руб., а затем увеличило цену до 100 руб.
В 1793 году в Старой Рязани была выпахана золотая корона, украшенная драгоценными камнями[5]. Тут же, на берегу Оки, нашли золотой обруч, неизвестно куда исчезнувший. Золотая корона тоже не дошла до рук начальства, была изломана и продана по частям разным людям[6].
Как отмечал Калайдович, лет за тридцать до находки княжеской короны была найдена золотая звезда, богато инкрустированная каменьями[7]. Предприимчивый крестьянин разломал золотую звезду и продал порознь, камни в количестве 24 штук, и мягкое золото.
Зарайский мещанин, Илья Перекислов, торговавший на рязанском рынке, перепродал в Москве это золото в несколько раз дороже. Никому не известно, сколько уникальных изделий навсегда погибло для науки и стало золотым металлоломом.
Константин Федорович Калайдович попытался выступить в роли кладоискателя, но ничего не нашел, кроме человеческих костей, битого кирпича, стекла и разных черепков. Однако и Калайдович не остался в накладе и стал обладателем старинного изделия.
Через третьи руки ему удалось приобрести любопытную вещицу — серебряный перстень (печать). Размеры перстня публикатор не приводит. В плане формы — это восьмигранник, на лицевой стороне которого по периметру начертана надпись.
Она состоит из десяти букв, которые в зеркальном отражении читаются как «ПДОБРЯЧЕЛО»[8]. В середине изображена птица (молодой сокол или орел), правая лапка у которой нависает над острыми зубчиками княжеской короны, а другая упирается в основание буквы «Б». Левое крыло прижато, правое — приподнято. Структура композиции — изображение птицы и расположение букв — симметрична и динамична.
Князь Оболенский предложил свой вариант расшифровки надписи: «Печать Добра Человека». Здесь подразумевается не оценка характера человека, добрый или злой, а его общественное положение. Эта надпись ясно показывает сан того человека, которому принадлежала печать[9].
Представляется возможным предположить, что эта печать княжеского сокольничего, отвечавшего за популярную в течение нескольких веков княжескую охоту с ручными хищниками-соколами.
Найденный перстень, вкупе с другими ранними подписными находками, говорит о развитой административной системе и о высочайшем уровне ювелирного искусства местных мастеров, работающих в Старой Рязани.
Примечания:
1. Сборник князя Оболенского. М., 1838. С. 50.
2. Там же.
3. Письма к Алексею Федоровичу Малиновскому... С. 24.
4. Воздвиженский Т. Там же. С. 405.
5. Письма... С. 27.
6. Рязанский листок. 1895. № 4.
7. Письма... С. 27
8. Сборник... С. 49.
9. Там же.
Источник: "Легенды Рязанского края", В.Семин.
<a href="https://62info.ru/history/node/14288">История Рязанского края: Перстень доброго человека</a>