С возрастом приходят опыт и знания, которые мы применяем в повседневной жизни. И спокойненько думаем, что нас сложно надурить. Ну а что! Про мошенников слышали, про разводы в соцсетях тоже.. а кому еще нас дурить-то надо?
Есть психологические "приемчики", благодаря которым, человек может получить желаемое от вас добровольно. Кажется, что вроде бы вы и сами захотели сделать то, о чем вас просили. Об этих приемах писал Роберт Чалдини, который является профессором психологии.
Мы расскажем лишь о самых основных, которые чаще всего встречаются в жизни.
Топ-3 психологических приема, которые применяют к вам ежедневно
Это самые распространенные хитрости среди маркетологов.
Правило взаимного обмена
Даже если вы не слышали о таком, то наверняка вам подсказывала интуиция. Все делается со взаимовыгодой. Но как это правило используют против нас?
Случалось ли вам в магазине дегустировать продукты, например сыр или колбасу? После того как мы съели бесплатный кусочек, промоутер спрашивает понравилось ли нам. Мы из вежливости отвечаем "да" (бесплатно же). И тут срабатывает психология последовательности выбора: мы попробовали-> нам "понравилось"-> надо купить.
И не важно, что это нам было не нужно; не важно, что нам не понравилось на самом деле. Мы это купим, потому что сказали "да". Так работает со всем бесплатным, что нам дают. Всем же знакомо: "Марин, я тебе тут булочку купила. Вкусная? Слушай, а может посидишь с моим Женькой, пока я в магазин съезжу.." ну или что-то подобное..
Это взаимовыгода. Отсюда все взятки и берутся. Нам дают, мы берем, у нас просят.
Как избежать: на все подобные вопросы отвечайте нейтрально "я подумаю чуть позже" или вовсе не принимайте ничего просто так.
"Взаимные" уступки
На самом деле очень похоже на рыночные торги. Только на рынке это все в открытую.
При входе в магазин вы всегда видите вначале дорогой товар. Где тут логика? Вас же может отпугнуть "кусачая" цена, но нет. Пройдя дальше, вы видите ценник ниже, и он вам кажется уже не таким высоким. Поэтому с большей вероятностью вы что-то купите в этом магазине, так как цены будут казаться приемлемыми, даже если они завышены в несколько раз. Создается ощущение уступки цены.
С людьми это работает так: Ваш приятель попросит одолжить ему 50 тысяч. Естественно вы ответите "нет". Тогда он попросит одолжить всего 10, и вы согласитесь. "Фишка" в том, что он изначально хотел получить 10 тысяч, но вы бы не согласились. А на фоне 50-ти это выглядит приемлемо.
То есть для получения чего-либо просьбу (или ценник) сначала "завышают", и только потом просят желаемое.
Как избежать: анализируйте каждую просьбу. Можно взять паузу и сказать, что подумаете. Вот увидите, вы, вероятнее всего,поменяете свое решение.
Иллюзия обязательства
Человек старается быть последовательным во всем. Даже если это так не выглядит. Приведем пример, который очень близок большинству родителей. Особенно полезно будет узнать это перед Новым Годом.
Перед праздником начинают усиленно крутить рекламу игрушки. Естественно ребенок будет молить подарить ее на Новый Год. Не выдержав натиска, вы согласитесь. Накануне праздника неожиданно в магазине эти игрушки закончатся, а когда снова появятся никто не знает. Вы купите другую.. она вроде тоже ничем не хуже, да и ребенок все равно обрадуется, НО.. После праздника опять начинают усиленно крутить рекламу той самой игрушки. Ребенок начинает плакать, что вы обещали. И действительно начинает мучить совесть.. обещали же. Вы купите и эту игрушку тоже, а магазин в то время увеличил свои продажи в два раза.
Неплохо так, да?
Как избежать: Лучше ничего не обещать сразу. Проанализируйте ситуацию.
Все эти приемы кажутся банальными и очевидными, но только потому что они были озвучены. На самом деле вы скорее всего даже не задумывались об этом! Берегите себя и свой кошелек!