Церковное ведомство преподносит в виде решенного вопрос, который вообще не решался
Маргарита Иванова, "МК в Карелии"
Карельская епархия, похоже, не настолько открыта к общению, как пытается доказать. Сначала на Онежской набережной карельской столицы возник забор – страшный и высокий, которым священнослужители обнесли «свою» землю. А в прошлом году затеяли строить там же, на набережной, храм. Вопрос – а законно ли это?
"Тихой сапой"
На храм сразу начали собирать деньги. Тогда, год назад, наша редакция заинтересовалась: если священнослужители так прытко взялись за дело - верно, уже и проект готов, и одобрение городских властей получено? Мы позвонили в Епархиальное управление, но представители РПЦ, удивив странным нежеланием общаться, затребовали официальный запрос. Ответа на него не последовало.
Представители светской власти оказались более словоохотливыми. В администрации города сообщили, что подобные вопросы решают в Министерстве культуры, откуда нас отправили в Управление по охране объектов культурного наследия. Начальник управления Юлия Алипова сообщила, что, хотя предварительные проекты застройки Епархия в управление предоставляла, к тем вариантам было много замечаний, поскольку набережная относится к особым зонам города. А окончательного проекта авторы идеи так и не предоставили. В любом случае, разрешать или не разрешать - зона ответственности городской администрации.
Прошел год. (За это время РПЦ попыталась прибрать к рукам ремонтируемый за госсчет дом офицеров в Петрозаводске.) И вдруг выясняется: на набережной уже начались изыскания под будущую новостройку на месте бывшего глазного отделения Земской больницы. Надо сказать, что о Просветительско-духовном центре в сообщении церковного ведомства речи больше не идет.
И вновь мы обратились в Епархию - благо, уже и назначен куратор строительства, его зовут Константин Павлюченко. Общаться по телефону священник не пожелал, сослался на то, что мы исказим его слова. На вновь отправленный редакционный запрос на этот раз нам все же ответили. Правда, ответ представлял собой скопированную с сайта Епархии общую информацию, которую ответственный за связи с общественностью даже не потрудился переписать. Предлагаем читателям самим убедиться, насколько ответы церковников соответствуют заданным вопросам.
Насильственная благодать
Мы вновь обратились в Управление по охране объектов культурного наследия. Юлия Алипова сообщила, что концепция храма рассматривалась на экспертном совете. Но согласия на возведение постройки дано не было. Поэтому несколько удивляет поспешность чиновников от РПЦ, действующих таким образом, будто строительство – дело уже решенное.
«МК в Карелии» провел опрос среди своих читателей. Как выяснилось, сама идея того, что излюбленное место гуляний, занятий спортом и романтических прогулок будет «украшено» храмом, по душе далеко не всем. Точнее даже сказать – не многим.
Мы обратились и к бывшему главному архитектору карельской столицы Евгению Фролову. Специалист считает, что культовое здание – украшение любой природной зоны, и рядом с Епархией будет выглядеть уместно.
Правила не для всех?
Помимо отказа представителей РПЦ раскрыть карты и рассказать о собранных деньгах и прочих деталях строительства, смущает в этой истории еще один момент: в зоне исторической застройки Петрозаводска церквей никогда не было. Хозяйственные постройки при больнице – были. Храма – не было. Поэтому притязания именно на этот участок выглядят странно. Тем более, что этот квартал - особая зона, где нельзя возводить ничего нового, можно только приводить в порядок то, что уже есть.
Однако Епархия в Карелии пользуется определенными преференциями. Так, тихо и незаметно, церковь получила в собственность то самое здание глазной больницы на ул.Федосовой. Именно в собственность, а не в аренду или безвозмездное пользование – это нам подтвердил лично министр имущественных и земельных отношений республики Сергей Щебекин.
Читайте по теме: "Как передавать РПЦ петрозаводскую недвижимость – по справедливости или по закону?"
Каким образом государственное имущество досталось частной организации – еще предстоит разобраться.
Также церковь продолжает претендовать на здание гинекологии на ул.Луначарского, ее представителям разрешены раскопки на площади Кирова – в историческом центре города… В то же время на окраинах города власти азартно сносят гаражи, рекламные конструкции, ларьки - любые объекты, не согласующиеся с концепцией.
Вот что предлагает нам Епархия: «Этот храм, расположенный на набережной Онежского озера, будет достойным подарком к 100-тию Республики Карелия для жителей города. Внутри храма планируется поместить мраморные доски (как в Храме Христа Спасителя в Москве) с именами выдающихся деятелей Карелии». Что дает основания полагать: храм будет именно «парадным». Хотя в городе есть кафедральный собор Александра Невского, где проводит торжественные богослужения карельский митрополит. Но фамилии деятелей Карелии, отлитые в граните, тоже можно себе представить.
И нужно ли такое насильственное облагодетельствование горожанам? Возможно, за подаренную епархией детскую площадку, открытую для всех, или красивую клумбу, не спрятанную за забором, благодарности было бы больше?