Почему дети не читают? Почему пишут безграмотно? Можно ли изменить эту ситуацию?
Случалось ли вам получать удовольствие по алгоритму?
Возможно ли вообще получить удовольствие по правилам, по схеме?
А можно ли научиться тому, что не нравится?
Учительница над душой
Кажется, Джо Витале рассказал историю о школьной учительнице грамматики, встававшей у него за спиной (виртуально) всякий раз, когда он брал чистый лист бумаги, пытаясь что-нибудь написать.
Совет писателей об этом феномене “писательства по правилам”: “Гоните учительницу прочь!”
Что плохого в правилах? Становится интереснее …
Что плохого в следовании правилам? В правильном чтении, грамотном письме?
Вот здесь начинается самое интересное.
Мы учимся исключительно тому, что нам интересно. А лучше - приятно. И особенно это относится к детям. И еще особеннее, к обучению, которое вообще непонятно “зачем это”?
Вы не задумывались, что читать для маленького ребенка - это “неизвестно зачем это”? И, тем более, писать?
"Эффект сороконожки"
Все слышали эту притчу, но в чем ее смысл?
Действительно ли можно разучиться, задумываясь о своих способностях?
Если это автоматические действия, привычки - то ответ “Да”. Но мы говорим не “в общем”, а про обучение.
Совсем чуть-чуть теории
- Не новость, что “правое” образное полушарие очень быстрое.
- “Левое” же, рациональное - очень медленное.
Вот поэтому сороконожка и “разучилась”: задумываясь о технике ходьбы она просто не успевала переставлять лапки. Где тут до "получать удовольствие от ходьбы"!
(“Левое” и “Правое” я заковычил, потому, что это не в точности “полушария”, а функции. Но так говорить привычнее и проще.)
Человек, “следующий правилам”, не может ни читать, ни писать. Что уж говорить про написание более-менее осмысленных и интересных текстов, которые имел в виду Дж.Витале, копирайтер с мировым именем.
И еще тем более: где тут пространство для обучения?
Бензин наш, а действия …
Эмоции - движущая сила. Бензин.
Без эмоций действие даже теоретически не может произойти.
Большие действия требуют большой эмоциональной вовлеченности.
Новые, необычные, “зачем это вообще” действия требуют интереса на грани с удовольствием.
(Не путать эмоциональную вовлеченность с экзальтированностью).
Как учить говорить и читать
Я живу не в Северной столице, а в более южной. Поэтому сына водил гулять не в Летний сад, а в Александровский.
И вот как-то летом, нагулявшись всласть, мы уселись на скамейку, наблюдая за происходящим. И вдруг:
- “Папа, знаешь, что некоторые женщины носят увышки?”
- ???
- “Ну, увышки, чтобы казаться выше?”.
Сыну было тогда года 3 или 4. Думаете я тут же его поправил:
- “Сынок, правильно говорить не “увышки”, а “каблуки”. А если каблуки высокие, их называют “шпильки”. Запомни и повтори: каблуки, шпильки.”
Правила разрушают чувства. Таково неизбежимое свойство разума, сухой рациональности.
Рациональность должна включаться позже, когда ухвачена суть. Когда способность уже создана .
Попробуйте научить ребенка читать по правилам. Или на скорость, что тоже - правило. Читаешь недостаточно быстро, следовательно, неправильно. А про смысл тебя никто и не спросит. До самого ЕГЭ, когда вдруг окажется, что смысл извлекать все-таки нужно уметь.
Зеркальное чтение
У меня был товарищ, который научился читать зеркально.
Бабушка читала ему сказки, а он сидел напротив и смотрел в книгу. Только видел он там не фигу. И, следуя не за правилами, а за бабушкиным голосом, за интересными и приятными образами сказок, он научился переводить черточки в слова, за которыми для него существовал смысл.
Здорово, правда?
Катастрофическая разница с "Бабушкиным" методом
Как катастрофически сильно отличается этот “Бабушкин метод” от эльконинско-давыдовских фонематических программ, “озвучивания графических символов” в самой начальной школе!
Тот случай, когда алгебра разрушает и гармонию, и осмысленность. Губит интерес в зародыше.
Что для ребенка приятного и интересного в том, что забавного ежика из сказки превращают в “йожыка”? Мутанта, у которого нет образа, кроме этой транскрипции: “йожык”!?
Разве “это” способно вовлечь в процесс чтения? В таинство сотворения образов, приглашающих в загадочное путешествие по сказочному, неизведанному, загадочному и такому огромному Миру?
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Мораль кажется лишней.
А вот P.S. требуется.
"Анти-бабушкиным методом большинство детей научаются не только НЕ читать, но и НЕ понимать математику. Метод универсален и широко применяется в массовом обучении.
У Вас есть возможность если не избежать, то нивелировать его последствия.
Занимайтесь с ребенком. Чтобы избежать последствий, которые ни Вам, ни ребенку могут не понравятся (об этом в другой статье).
И подписывайтесь на канал.