Найти тему

Почему дети сами не читают?

Оглавление

Почему дети не читают? Почему пишут безграмотно? Можно ли изменить эту ситуацию?

Случалось ли вам получать удовольствие по алгоритму?

Возможно ли вообще получить удовольствие по правилам, по схеме?

А можно ли научиться тому, что не нравится?

По какому алгоритму можно получить наслаждение вот от этой египетской ночи? (мое фото)
По какому алгоритму можно получить наслаждение вот от этой египетской ночи? (мое фото)

Учительница над душой

Кажется, Джо Витале рассказал историю о школьной учительнице грамматики, встававшей у него за спиной (виртуально) всякий раз, когда он брал чистый лист бумаги, пытаясь что-нибудь написать.

Совет писателей об этом феномене “писательства по правилам”: “Гоните учительницу прочь!”

Что плохого в правилах? Становится интереснее …

Что плохого в следовании правилам? В правильном чтении, грамотном письме?

Вот здесь начинается самое интересное.

Мы учимся исключительно тому, что нам интересно. А лучше - приятно. И особенно это относится к детям. И еще особеннее, к обучению, которое вообще непонятно “зачем это”?

Вы не задумывались, что читать для маленького ребенка - это “неизвестно зачем это”? И, тем более, писать?

"Эффект сороконожки"

Все слышали эту притчу, но в чем ее смысл?

Действительно ли можно разучиться, задумываясь о своих способностях?

Если это автоматические действия, привычки - то ответ “Да”. Но мы говорим не “в общем”, а про обучение.

Совсем чуть-чуть теории

  • Не новость, что “правое” образное полушарие очень быстрое.
  • “Левое” же, рациональное - очень медленное.

Вот поэтому сороконожка и “разучилась”: задумываясь о технике ходьбы она просто не успевала переставлять лапки. Где тут до "получать удовольствие от ходьбы"!

(“Левое” и “Правое” я заковычил, потому, что это не в точности “полушария”, а функции. Но так говорить привычнее и проще.)

Человек, “следующий правилам”, не может ни читать, ни писать. Что уж говорить про написание более-менее осмысленных и интересных текстов, которые имел в виду Дж.Витале, копирайтер с мировым именем.

И еще тем более: где тут пространство для обучения?

Бензин наш, а действия …

Эмоции - движущая сила. Бензин.

Без эмоций действие даже теоретически не может произойти.
Большие действия требуют большой эмоциональной вовлеченности.
Новые, необычные, “зачем это вообще” действия требуют интереса на грани с удовольствием.

(Не путать эмоциональную вовлеченность с экзальтированностью).

Бабочка на старом дереве у меня в саду ...
Бабочка на старом дереве у меня в саду ...

Как учить говорить и читать

Я живу не в Северной столице, а в более южной. Поэтому сына водил гулять не в Летний сад, а в Александровский.

И вот как-то летом, нагулявшись всласть, мы уселись на скамейку, наблюдая за происходящим. И вдруг:

- “Папа, знаешь, что некоторые женщины носят увышки?”

- ???

- “Ну, увышки, чтобы казаться выше?”.

Сыну было тогда года 3 или 4. Думаете я тут же его поправил:

- “Сынок, правильно говорить не “увышки”, а “каблуки”. А если каблуки высокие, их называют “шпильки”. Запомни и повтори: каблуки, шпильки.”

Правила разрушают чувства. Таково неизбежимое свойство разума, сухой рациональности.

Рациональность должна включаться позже, когда ухвачена суть. Когда способность уже создана .

Ёжик на ладони (мое фото)
Ёжик на ладони (мое фото)

Попробуйте научить ребенка читать по правилам. Или на скорость, что тоже - правило. Читаешь недостаточно быстро, следовательно, неправильно. А про смысл тебя никто и не спросит. До самого ЕГЭ, когда вдруг окажется, что смысл извлекать все-таки нужно уметь.

Зеркальное чтение

У меня был товарищ, который научился читать зеркально.

Бабушка читала ему сказки, а он сидел напротив и смотрел в книгу. Только видел он там не фигу. И, следуя не за правилами, а за бабушкиным голосом, за интересными и приятными образами сказок, он научился переводить черточки в слова, за которыми для него существовал смысл.

Здорово, правда?

Катастрофическая разница с "Бабушкиным" методом

Как катастрофически сильно отличается этот “Бабушкин метод” от эльконинско-давыдовских фонематических программ, “озвучивания графических символов” в самой начальной школе!

Тот случай, когда алгебра разрушает и гармонию, и осмысленность. Губит интерес в зародыше.

Что для ребенка приятного и интересного в том, что забавного ежика из сказки превращают в “йожыка”? Мутанта, у которого нет образа, кроме этой транскрипции: “йожык”!?

"Йожык - мутант" (мое фото, рак из пруда)
"Йожык - мутант" (мое фото, рак из пруда)
Разве “это” способно вовлечь в процесс чтения? В таинство сотворения образов, приглашающих в загадочное путешествие по сказочному, неизведанному, загадочному и такому огромному Миру?

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Мораль кажется лишней.

А вот P.S. требуется.

"Анти-бабушкиным методом большинство детей научаются не только НЕ читать, но и НЕ понимать математику. Метод универсален и широко применяется в массовом обучении.

У Вас есть возможность если не избежать, то нивелировать его последствия.

Занимайтесь с ребенком. Чтобы избежать последствий, которые ни Вам, ни ребенку могут не понравятся (об этом в другой статье).

И подписывайтесь на канал.