В начале ХХ века Европа была охвачена горячим интересом к техническим новинкам. В их числе был и кинематограф. Не обошло новое увлечение стороной и Персию. Причем как в смысле лицезрения удивительных движущихся картинок, так и в плане создания кинолент.
В середине 1900 года тогдашний персидский правитель шах Мозафереддин отправился с подобающей пышностью странствовать по Европе. Разумеется, владыка с удовольствием приобщался ко всему модному, говоря по-современному – к трендам. И лично увидел те самые «ожившие картинки» на белом экране. Шах был восхищен! А когда узнал, что фильмы можно не только лицезреть, но и снимать, немедленно повелел лейб-фотографу Мирзе Ибрахиму Аккас-баши купить лучшую кинокамеру.
По меркам того неторопливого пока еще времени это было супер-новейшее устройство, кинокамеру вообще только лет пять как изобрели. Придворный фотограф распоряжение выполнил и доставил владыке желанный гаджет. При личном участии шаха был тут же снят и первый документальный фильм, который с полным правом можно назвать иранским. Лейб-фотограф, а теперь еще и лейб-оператор, запечатлел красоты фестиваля цветов в Остенде (Бельгия).
Одним из первых фильмов, снятых на иранской земле после возвращения шаха из вояжа, стала короткометражка о жизни львов в дворцовом зверинце.
Прошло лет десять, и кинотеатр стал слегка экзотической, но все же знакомой приметой тегеранской жизни. Сюда привозили большинство новых фильмов. Кстати, немалая их часть была снята в России. Титров на фарси пока еще не было. Поэтому подписи к немым кадрам зачитывал переводчик. Во время показа играл тапер или скрипач, живая музыка заменяла отсутствующую пока звуковую дорожку. Как это было тогда во всем мире .
Сначала посещать «электротеатры» могли только мужчины. Но персиянки негодовали, и владельцы синематографов стали устраивать особые женские сеансы. Были даже попытки открыть электротеатры только для женщин. Но все это усложняло систему проката и было не очень выгодно. Поэтому в итоге сложилось простое деление кинозала на две половины – для мужчин и для женщин. Билетерам вменялось в обязанность следить, чтобы приличия не нарушались.