Найти тему
По ту сторону добра

Рассекречена запись о Путине времён КГБ

Приветствую вас, читатели Дзен.

Прошлое Владимира Путина как офицера КГБ уже давно стало частью мифологии вокруг него, как в России, так и на Западе. В официальном повествовании он был безжалостным и находчивым воином на "скрытом поле боя", преемником вымышленных советских супер-шпионов в фильмах и сериалах, которые восхищали его в детстве. Для других, на Западе, это доказывает, что он опытный мастер-манипулятор, с сердцем тайного полицейского. Правда, конечно, гораздо сложнее, и недавний выпуск одной из его оценок КГБ подчеркивает более прозаические аспекты работы и его послужного списка.

Доклад является одним из серии рассекреченных документов, представленных в Центральном государственном архиве исторических и политических документов Санкт-Петербурга на выставке, посвященной его 90-летию.

Фото взято из интернета
Фото взято из интернета

Позорно представившись КГБ школьником, Путин пришел в агентство сразу после окончания университета, в 1975 году. После начальной подготовки в 401-й школе КГБ он был назначен во второе Главное управление, ответственное за контрразведку. Если использовать беззаботную аналогию с Гарри Поттером, это был хаффлпаффский директорат, в основном для серьезных и трудолюбивых рекрутов, но не слизеринцев пятого Главного директората (который контролировал и преследовал диссидентов) или гриффиндорцев и Равенкловцев элитного Первого Главного директората, которые шпионили за границей.

"Оперативный, дисциплинированный, дотошный": профиль Путина в КГБ рассекречен

Путин был, бесспорно, полон решимости, и впоследствии ему удалось стать первым, хотя и не лучшим из лучших, кто руководил операциями на Западе. Скорее, он занимался выслеживанием иностранцев для потенциальной вербовки в родном Ленинграде. Позже, после получения высшего образования в Краснознаменном институте имени Юрия Андропова, его направили в Дрезден, где он хорошо владел немецким языком.

Формально это была первая работа Главного управления, но во многом ее не было. Он не столько вербовал и руководил агентами, сколько собирал донесения, поддерживал связь с восточногерманской Штази (которая выдала ему собственный пропуск) и отвечал на запросы из Москвы. Он даже, кажется, потерял свой огонь, вернувшись к своей относительно привилегированной жизни в стране, по-видимому, более Советской, чем Советский Союз, — пока стена не рухнула в 1989 году.

Путин вернулся домой, в страну, переживающую кризис, и КГБ, похоже, не знал, что с ним делать. В конце концов он был переведен в активный резерв и искал новые рабочие места, что привело его сначала в Ленинградский государственный университет, а затем к работе на мэра того, что было переименовано в Санкт-Петербург, и его быстрому восхождению к власти.

Дело в том, что на самом деле он никогда не занимал руководящей роли в КГБ и не был агентом-куратором. Он никогда по-настоящему не сталкивался с политическими и бюрократическими реалиями жизни в зданиях Лубянки или с тем, что происходило с разведкой после ее ухода с поля боя. Он уехал в звании подполковника, но на самом деле был майором: обычная привилегия-получить при увольнении карьерную шишку в один чин, чтобы помочь завершить пенсию.

Фото взято из интернета
Фото взято из интернета

Это означало, что за время своего недолгого пребывания на посту директора Федеральной службы безопасности (ФСБ) в период с июля 1998 года по март 1999 года он был, по общему мнению, благосклонной, но не особенно умелой фигурой. Он понимал трудности, всегда был полон энтузиазма и хорошо информирован, тщательно готовился.

В то же время он был готов к тому, чтобы его возглавляли старшие офицеры, генералы, которые часто были самыми высокопоставленными в своих когортах и которые оставались в агентстве в течение бурных 1990-х годов.

В этом нет ничего плохого: почти любому внешнему назначенцу придется полагаться на опыт и проницательность окружающих его профессионалов. Что делало это чем-то вроде патологии, однако, было то, что это было вызвано не только прагматической оценкой набора навыков, которого ему не хватало, но и восторженным энтузиазмом Путина по отношению к так называемым чекистам (после первой большевистской политической полиции) агентств.

Однако, разведывательные и силовые структуры стали политически влиятельными и глубоко коррумпированными, и даже попытки очистить их от худших злоупотреблений — видимых в нынешней перестановке в печально известной службе экономической безопасности ФСБ — быстро просто становятся еще одним полем битвы за фракционное продвижение и захват возможностей для обогащения.

Не забывайте ставить лайк если статья вам понравилась, чтобы я мог понять какая тематика вам больше интересна.

Буду благодарен за подписку на канал, а вы сможете сразу видеть новые публикации.

Также вам могут быть интересны публикации:

Что ждёт экономику России до конца 2019 года

Пентагон ведёт разработку технологии управления дронами при помощи мысли

Китайская компания уже клонирует тела кошек, теперь они хотят клонировать воспоминания