Еще предстоит выяснить, как будет развиваться работа в течении следующих десятилетий, но имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что сокращение рабочих мест в связи с роботизацией в крупных масштабах маловероятно.
Несмотря на то, что грядущие технологические изменения будут отличаться от предыдущих достижений в том, что машины и роботы все чаще попадают в сферу когнитивных способностей, которая раньше была исключительной сферой человеческого труда, механизмы, противодействующие трудосберегающему воздействию новых технологий, должны оставаться в силе.
Возникновение новых рабочих мест
Грядущий технический прогресс может оказаться более разрушительным, чем прошлые технологические изменения, если темпы технологических инноваций и их распространение будут расти, хотя правовые и этические препятствия в определенной степени замедлят этот процесс.
Таким образом, вместо крупномасштабного сокращения рабочих мест будущие достижения в области автоматизации, оцифровки и роботизированных технологий, скорее всего, отразятся на структуре занятости в сторону рабочих мест и профессий, где работники обладают сравнительными преимуществами по сравнению с машинами.
Гибкость работников в адаптации к этим изменениям будет иметь решающее значение для реализации потенциальных выгод от технологических изменений и распространения этих выгод на отдельных работников.
Может ли машина полностью заменить человека?
Одним из важных средств достижения необходимых корректировок с точки зрения навыков и квалификации является система образования и повышения квалификации, которая сосредоточена на навыках и компетенциях, которые по-прежнему трудно приобрести машинам, по крайней мере в обозримом будущем. Эти навыки могут включать способность решать проблемы, креативность и коммуникативные способности.
Системы образования и повышения квалификации, придется адаптировать к этим меняющимся потребностям в компетенциях путем пересмотра учебных программ и предоставления достаточных курсов для переподготовки и повышения квалификации.
Государственная поддержка населения
Правительству необходимо помогать фирмам в создании системы управления людскими ресурсами, ориентированной на непрерывное обучение и обучение на протяжении всей жизни, а также стимулировать людей в их усилиях по адаптации к меняющемуся спросу на профессиональные навыки путем создания стимулов для обновления их навыков. В Швеции, например, работники могут использовать неограниченный образовательный отпуск для прохождения обучения и получения квалификации, что дает им право вернуться на работу до увольнения.
Низкоквалифицированные работники столкнутся с более высокими требованиями в своей работе, поскольку они, как правило, выполняют работу, которая является невостребованной. Таким образом, одним из средств обеспечения занятости этих работников могут стать значительные инвестиции в повышение квалификации и профессиональную переподготовку.
Обучение повышает шансы на трудоустройство
Неквалифицированные работники в прошлом получали гораздо меньше подготовки, чем их высококвалифицированные коллеги. Таким образом, с учетом нынешних технологических тенденций политика должна быть направлена на устранение потенциальных барьеров на пути участия низкоквалифицированных работников в мероприятиях по подготовке кадров и повышению квалификации. Участие в обучении может быть менее привлекательным для низкоквалифицированных работников в связи с более низкой доходностью труда для этой группы.
Таким образом, уровень участия среди низкоквалифицированных работников низок, хотя компании часто готовы инвестировать в обучение своих работников независимо от уровня их квалификации.
Политическая роль в повышении уровня знаний
Таким образом, политика могла бы быть направлена на повышение уровня участия низкоквалифицированных работников в учебных мероприятиях, которые повышают их шансы сохранить свою работу и способность к трудоустройству в долгосрочной перспективе. Государственные программы обучения могут дополнять частные усилия по созданию стимулов для участия в обучении. Такие программы активного рынка труда могли бы помочь работникам в освоении новых технологий и в конечном итоге развить навыки, которые дополняют, а не подменяют машины.
Оценки активной политики на рынке труда показывают, что профессионально-техническое обучение оказывает благоприятное среднесрочное и долгосрочное воздействие на участников.
Поэтому политика должна быть адаптирована к различным потребностям в подготовке и профессиональной переподготовке и дифференцированному доступу трудящихся к таким мерам, с тем чтобы повысить шансы всех групп трудящихся на получение выгод от предстоящего технического прогресса.