Найти тему
Шедевры вне времени

Электрифицированное человеческое тело на сцене

Оглавление

Если вам ещё не доводилось слышать о таком направлении искусства, как электрический перформанс, вы будете удивлены тем, что узнаете из этой статьи.

Первые эксперименты с электрификацией человеческого тела

Когда древние греки обнаружили способность янтаря притягивать мелкие частицы, они называли это явление "электричеством", и на протяжении многих веков это слово не означало чего-то большего.

Многие важные электрические явления были впервые исследованы в 18 веке.

Первопроходческую работу в этот период в Лондоне проводил Стивен Грей, который в 1729 году объявил о своем открытии, что электроэнергия для привлечения мелких частиц может передаваться от одного объекта к другому, если просто поместить эти объекты близко друг к другу. Это то, что мы теперь называет "электрической индукцией".

Для изучения этого явления Грей провел обширную серию экспериментов с различными материалами.

Например, в марте 1730 года он продемонстрировал, что электрический заряд, созданный в стеклянной трубке, натертой бархатом, может быть перенесен в мыльный пузырь, который затем может привлекать серебряный лист на расстоянии 2 дюймов.

Недавно этот эксперимент был скопирован голландским художником Диком Рааймейкером.

Электрический спектакль

Почти сразу же Грей начал изучать электрические свойства человеческого тела в публичных выступлениях.

Премьера первого такого произведения состоялась в Лондоне 8 апреля 1730 года. Его главным героем был 8-летний мальчик, висящий в воздухе на шелковых нитках.

Мальчик был подвергнут воздействию довольно сложной электрической схемы: положительно заряженная стеклянная трубка была прижата к ногам мальчика, вызывая в них отрицательный заряд; поскольку мальчик был электрически изолирован от окружающей среды, это создавало обратный (положительный) заряд в других конечностях.

В ходе демонстрации были обнажены только его лицо и руки. Было замечено, что они вызывали заряды на мелких частицах латунного листа и притягивали эти частицы через воздух.

Этот эксперимент был скопирован во Франции Шарлем Франсуа де Систернай дю Фэй и в Германии Кристианом Огастусом Хаузеном, который использовал в своей демонстрации девочку, а не мальчика.

Сценические формы

Несколько вариантов этой работы вскоре были разработаны Греем и другими авторами. Человек, которого подвергают воздействию электричества, не обязательно должен находиться в воздухе, но может быть помещен на пьедестал из непроводящего материала.

Для этой цели обычно использовали куб из смолы. Электрификация тела может проявляться по-разному, например, взаимным отталкиванием одинаково заряженных объектов, что приводит к тому, что волосы человека встают прямо.

В таких спектаклях часто человеческое тело использовалось в качестве опоры, статического, пассивного объекта. Они демонстрировали основные физические свойства, присущие тканям человека и многим другим органическим и неорганическим материалам.

-2

Наблюдение движений такого рода вызывает у зрителей переживания, которые едва ли удастся испытать в обычной жизни, потому что нас нас окружают сознательно управляемые тела. Реакция на электрические стимулы заставляет тело подчиняться, двигаться не по воле его хозяина. Поэтому и выбранные для этого формы таковы, которые максимально показывают зрителю безвольность тела актера.

Хорошо известными примерами в древнем мире являются распятия преступников в нескольких провинциях Римской империи, наиболее известным из которых является казнь Иисуса Христа в Иерусалиме примерно в 33 г. до н.э., что свидетельствует о мазохизме и мученичестве, хотя и косвенным образом.

Явные религиозные обозначения появились в следующей волне электрических демонстраций, в Германии около 1740 года. Кусочки "катиона красоты" Георга Матайаса Бозе продолжили увлечение Грея электрифицированным человеческим телом, используя при этом другой метод визуализации электрического свечения тела.

Бозе постепенно электрифицировал человека в затемненной комнате; когда напряжение на поверхности человека становилось достаточно высоким, окружающий воздух ионизировался, создавая синеватое сияние вокруг человека. По словам очевидцев, все тело актера было окружено сиянием так, как иногда изображают славу святого.

Конечно, это очень необычный и сильный опыт для зрителя - наблюдать за человеческим телом, демонстрируемым таким образом.

Наиболее мощными в этом отношении являются перформансы с подвешиванием: они показывают тело в беспомощном, пассивном состоянии. Поэтому демонстрация подвешенных человеческих тел всегда была важным звеном в исполнительском искусстве и практикуется до сих пор.

-3