Сидели англиканин с кальвинистом на скале посреди океана: островное и протестантское мышление в Вархаммере
Любое искусство и любой медийный продукт - всегда порождения своего времени, места и менталитета создателей. Про время (1980-90-е) будет отдельный пост, а сейчас остановлюсь на важных явлениях, сформировавших многие моменты бэка Вархаммера - островном менталитете и протестантизме.
У Империума в Вархаммере, несмотря на многочисленные отсылки к римской и византийской культуре и эстетике, сразу бросается в глаза отсутствие именно имперского мышления. Империум как концепт создан в виде "осажденного островка в огромном враждебном мире", и это впечатление очень сильно даже в последние годы, когда активно разрабатывается по-настоящему имперская тема ВКП. Это Британия, причем даже не имперская, а растерявшая изрядную часть колоний и терзаемая внутренними противоречиями.
Отношения Империума и ксеносов очень похожи на непростые отношения Британии с соседями. Это не Римская империя, присоединяющая провинцию за провинцией и заимствующая полезные вещи вроде кольчуги и штанов, культурные явления. Британцы не привыкли ждать доброго из-за моря, откуда к ним то викинги, то их "офранцузившиеся" потомки. В 18-19 веках появились предметы колониального быта, но к эпохе создания Вархаммера это уже иссякло. Внутри Британии те же столкновения с местными "ксеносами" с точки зрения англичан - валлийцами и гэлами. Британцы до сих пор не особо склонны учить иностранные языки.
Очень много британского и протестантского в изображении Экклезиархии. Если Механикус ещё более-менее сойдут за Римскую церковь с Папой-Фабрикатором, то Экклезиархия производит очень странное впечатление. С одной стороны, она вроде смоделирована по образцу "встроенной в госструктуру" Византийской церкви, но много в ней и англиканских мотивов с правителем-главой Церкви и доминирующим мотивом Бога как в первую очередь Царя.
Хотя Ордо Еретикус и получил предысторию "борьбы с коррумпированным иерархом", но вся тема охоты на ведьм и паранойи все равно завязана на религиозную, причем сугубо протестантскую тему. Большая часть ведовских процессов и казней еретиков - это все-таки протестантские государства. Британцы ассоциируют это с эпохой Реформации, особенно правлением Марии Тюдор. Фигура Себастьяна Тора близка образам Лютера, Кальвина, Нокса.
Религиозная эстетика с преувеличенной строгостью и мрачностью, самобичеванием, гротескной аскезой похожа не на католицизм или православие, а на протестантские государства и города вроде Женевы при Кальвине с запретами на увеселения.
Гротескное же изображение монашества и превращение орденов космодесанта в монахов - не только наследие протестантской аскезы, которую "приписали" монастырям, но и многочисленные стереотипы о средневековье и "папистах". Исторические монашеские воинские братства составляли меньшую часть среди рыцарских орденов.
Источник: https://tgmsg.ru/grimbright