Найти тему

ЧТО ДУМАЮТ УЧЕНЫЕ О СЕМЕЙНОМ БИЗНЕСЕ?

Вы никогда не задумывались о семейном бизнесе? Подобные фирмы возникают довольно часто, и результаты их деятельности, как правило, различны. Но могут ли они быть связаны именно с семейственностью? Как оказалось, эту тему исследуют ученые.

Например, они выяснили, что семейные фирмы, по данным исследований, прежде всего, страдают от одного-единственного вопроса, препятствующего росту их бизнеса – что на самом деле является семейным бизнесом?

Уже более полувека ученые предпринимают многочисленные попытки решить эту концептуальную проблему, причем большинство из них устанавливают дихотомические определения путем разграничения между семейным и несемейным бизнесом.

Хотя однородности среди семейных предприятий не существует, существует тенденция преуменьшать неоднородность семейных компаний. Даже если теория семейной фирмы должна быть способна дифференцировать семью фирмы из несемейных фирм, она не объясняет различия между семейными предприятиями.

В ответ на признание того, что семейные фирмы необходимо сравнивать друг с другом, за последние двадцать лет был сделан важный вклад в установление категорий или типологий семейного бизнеса.

Эти системы классификации способствовали большей ясности в этой области и внесли больше нюансов в наше понимание того, что такое семейный бизнес. Однако для того, чтобы исследователи могли использовать накопленные знания и на практике знать, какие из результатов исследований наиболее применимы к ним, необходимо подумать о неоднородности концепции семейного бизнеса.

Семейный бизнес: от дихотомии к категоризации

С момента начала своих исследований ученые в области семейного бизнеса изо всех сил пытались определить его границы и выявить его отличительную черту. Обзор литературы показывает, что эта область возникла из более ранней склонности сравнивать семейные и несемейные фирмы, подчеркивая общие черты, в пользу признания того, что однородности среди семейных фирм не существует.

Следовательно, мы находим в литературе две составляющие: одна направлена на сравнение между семейными и несемейными фирмами, а другая - на различие между типами семейных фирм.

В первом направлении некоторые ученые определили семейные предприятия на основе одного критерия, в то время как другие использовали два или более критерия. В первом, хотя и с некоторыми нюансами, возникают два основных определения: «владение» и «управление». Среди ученых, которые вышли за рамки монокритериальных определений, многие также предлагают объединить аспекты «владения» и «управления». Однако некоторые из них полагались или добавляли другие критерии:

  • количество поколений владельцев семей;
  • намерения передать бизнес следующему поколению;
  • занятость членов семьи в бизнесе;
  • самовосприятие компании как семейного бизнеса.

Ученые, использующие множество критериев для разграничения семейных и несемейных предприятий, прямо или косвенно признают существование разнородности среди семейных предприятий. Разнообразие требует способа классификации объектов исследования, а поиск отличий в различных категориях семейных фирм остается важным пробелом в исследованиях. Именно необходимость принять такую неоднородность привела к созданию различных систем классификации.

Идентификация систем классификации семейных фирм

Первый шаг работы включал идентификацию систем классификации семейных фирм. Была выбрана база данных SSCI в качестве отправной точки из-за надежности ее стандартов отбора и распространения в научном сообществе. На основании этих результатов на втором этапе были рассмотрены как статьи с любыми системами классификации, так и статьи, в которых цитировались эти работы.

На третьем этапе и с учетом того, что два конкретных журнала, специализирующихся на литературе по семейному бизнесу, были недавно включены в базу данных SSCI, был также проведен дополнительный поиск.

-2

Определение основных концептуальных элементов в определениях семейных фирм

Чтобы определить ключевые элементы концепции семейной фирмы, исследование было основано на наборе определений, использованных в предыдущих исследованиях.

Эта база данных определений включала 258 определений, проведенных в период с 1964 по 2014 год, с частотой цитирования, большей или равной одному цитированию в год. Ученые приступили к извлечению концептуальных элементов из определений, используя контент-анализ - технику, лежащую на пересечении качественных и количественных традиций.

Контент-анализ позволяет преобразовать большой объем качественной информации в меньшую и более управляемую форму представления. Основополагающий принцип заключается в том, что слова текста могут быть классифицированы на меньшее количество категорий контента, где каждая категория состоит из одного или нескольких похожих слов или словосочетаний, и что каждое вхождение слова или фразы может быть подсчитано, а подсчеты сопоставлены аналитически. Этот процесс сначала включал разбиение определений на ключевые термины, а затем агрегирование похожих терминов для получения концептуальных элементов.

Исходя из этих ключевых терминов, процесс консультаций дал семь концептуальных элементов:

1. Непрерывность. Относится к успешной передаче бизнеса между поколениями семьи (внутрисемейная преемственность) или к транснациональным намерениям на будущее.

2. Культура. Отражает заботу о духе семейного бизнеса, принимая во внимание внутренние факторы, такие как наличие общего видения или ценности, которые отличают семейные фирмы от других форм организаций.

3. Занятость. Относится к занятости членов семьи в бизнесе и включает все слова, относящиеся к занятости, службе или работе.

4. Управление. Относится к процессам управления или государственных органов фирмы и вовлечению семьи (членов) как лиц, которые принимают решения для достижения целей фирмы, используя доступные ресурсы.

5. Собственность. Относится к контролю над капиталом компании семьей.

6. Самоопределение. Относится к бизнесу, идентифицирующему себя как семейную фирму, которая отражает большую часть «сути» того, что значит быть семейным бизнесом.

7. Стратегия. Относится к влиянию семьи на политику или направление компании.

Очевидно, что именно сочетание этих элементов и позволяет классифицировать семейную фирму, а значит, и понять, в каком случае и на что следует обратить внимание ее участникам.

Но с момента своего создания сфера семейного бизнеса пыталась прийти к какому-то консенсусу в отношении того, что определяет или характеризует семейную фирму, сравнивая семейные предприятия с несемейными предприятиями.

И только в последние годы академическое сообщество все чаще переходит от рассмотрения семейных фирм как однородных субъектов к рассмотрению их как разнородных. Считается, что признание и использование типов семейных фирм обеспечивает свежее и контекстуализированное понимание феномена многогранной семейной фирмы.

А какой стала бы ваша семейная фирма? Как бы вы реализовали эти семь элементов на практике?